Синергийная эстетика как грань фундаментальной педагогики человечества
Выступление профессора В. В. Медушевского на VII Международной научной конференции «Искусствознание: наука, опыт, просвещение. 21–22 сентября 2023 года. Государственный институт искусствознания, Москва. / Методологические и терминологические вопросы искусствознания / Ред-сост. Г. У. Лукина. — М.: Государственный институт искусствознания, 2024. — 350 с., ил. (Научно-исследовательская серия «Искусствознание: наука, опыт, просвещение»), с. 32–39.
___________________________________________
В названии доклада — две неопределенности. Начну с большей, потом меньшая, в конце — блиц-анализ, который их свяжет и выведет к методологии познания и организации жизни.
Под Фундаментальной педагогикой я понимаю сверх-науку, сверх-искусство и сверх-практику, обнимающие всю историю человечества и все стороны бытия: дух власти, армии, дух хозяйствования, дух языка, науки, искусств, системы образования, СМИ, всего. Возможно ли такое?
Козьма Прутков с важностью изрек: плюнь в глаза тому, кто скажет, что может объять необъятное. И все же способ есть. Он называется теорией и доказал свою мощь, Теория есть такое связное видение всего, когда исчезает хаос, все вмиг становится прозрачным, ибо обнажается связь целого и всех бесчисленных частей.
Теоретическое видение элегантно соединяет в себе свойства телескопа и микроскопа — взгляд вширь и вглубь одновременно. Теория — то, что охватывает все явления без пропусков, обладает объясняющей, предсказывающей и доказательной силой.
Приведу в пример физику, науку о природе. До Ньютона не могла она быть единой. Почему? Все — из одного. А этого одного в сознании как раз и не было: не было одного-единственного ключевого слова, которое стало бы ядром теории. Слово, впрочем, было, но неправильное. Причину всех изменений видели в форме. Стоять на форме — как стоять на голове. На ней и шага не ступить. Невозможно формой соразмерить разные знания о природе — механику, оптику, теорию электромагнитных колебаний, акустику, квантовую механику.
Правильное слово нашел Ньютон. Им стало понятие силы, как причины всех изменений и взаимодействий в мире. Откуда идея? Из Библии, — вестимо. Не напрасно же Ньютон был богословом. Где в Библии форма? Сила же пронизывает ее. Всемогущий Бог есть сила. Слово Божие — творящая сила. Исполненное благодатью Слово Христа было со властью — отверзать сердца к Небу. Упоминались ангельские силы, силы души, и так вплоть до сил ветра, огня и иных стихий.
Золотой ключик силы поставил физику на ноги. Объединив все свои разделы, она понеслась вперед, таща за собой технологии, меняя облик Земли и образ жизни. В небо взмыли самолеты, появилась мобильная связь, интернет, прочие чудеса.
Не приложить ли энергийный подход и к гуманитарной сфере бытия? Его недостаточно! — по причине свободы, дарованной человеку. Она не разрешает ему быть следствием каких-то физических причин. Кто толкнул человека, который кием толкнул бильярдный шар? — Свобода разорвала причинно-следственный детерминизм! Но есть еще и высшая, истинно человеческая свобода — его способность быть причиной самого себя и своего места в мире, и так менять его. Человек создан по образу Божию. Бог — абсолютная свобода, а человек свободен в меру близости Ему.
Тогда его ум, призванный к истине, проникается мудростью. Тогда его сердце, созданное для приятия красоты и любви Божией, для восторга бытия, — становится раем. Тогда преображенная воля становится светоносной, полетной, вдохновенной, творит вечную новизну бытия. Как это происходит? Какой силой поднимались цивилизации? Как рождались шедевры музыки, появлялись эпохальные стили, возвышались жанры?
Это ключевое, всеобъясняющее слово фундаментальной педагогики человечества — синергия. Оно тоже из Библии. Синергами или соработниками, сотворцами Богу, апостол Павел назвал христиан. Соработниками — в движении бытия к последней цели творения мира: Царству Божию.
Детерминизм здесь исключен. Рай или ад — не необходимость, а выбор: благой или дурной. В первом случае и возникает синергия. Во втором случае (дизергии) появляются в мироздании бюрократы, формалисты, пройдохи. Они зажаты в себя по образу аутиста-дьявола. Они в плену страстей и пленяют ими окружающих. Вот чеховский «человек в футляре»: он, вроде бы такой робкий, зомбирует своим несчастным существованием весь город, в котором люди стали бояться кататься на велосипеде, устраивать публичные лекции, заниматься благотворительностью. В футляре аутиста-дьявола может оказаться система образования, все на свете. Поклонение искусственному интеллекту закончится нано-печатями антихриста, без которых, предупреждает книга Откровения, нельзя будет ничего ни покупать, ни продавать. Искусственное (безбожное, лишенное синергии) сознание не заметит своей роковой поврежденности. А живущие в свободе Фундаментальной педагогики человечества — исполнятся ее последней целью и в неразлучном единении с Богом обретут спасение в Его творящей бытие радости…
Теперь о синергийной эстетике. Это наука о красоте как силе, поднимавшей цивилизации, и народы — к бытию неслыханному. Потому ее предмет выходит далеко за рамки искусства. Красота — неустранимая сторона сущего, основа всех подвигов. Без нее бессмысленно все. Задача эстетики как науки — выделить зиждительную силу красоты в сознании человечества, чтобы она воссияла и в жизни.
Синергийная эстетика1— сторона Фундаментальной педагогики человечества. Многообразие сторон науки наук проиллюстрирую моими статьями.
Есть у меня статья о синергийной семиотике, науки о чуде, когда являемое является в являющем — в слове, стихе, музыкальном исполнении, скульптуре…2
Другая статья касается корпускулярно-волновой природы педагогики (коллапс волновой функции рождает педагогику формализма).3
Недавно вышла статья о теории музыкального исполнительства.4 В числе базовых навыков анализируется, например, явление цезуры. Цезура есть грань, разделяющая построения ради их соединения в чуде, производимом синергией. Цезуры бывают разных масштабов. Две из них, предначинательная и завершающая, окружают произведение, соотнося внутренний мир музыки с миром жизни. Внутренние цезуры бывают композиционными, синтаксическими, межфразовыми, внутримотивными. Пример последних: три звука до-ре-ми можно сыграть по инерции, можно со вниманием на последнем звуке, тогда игра становится говорящей. Мы со студентами учимся отличать цезуры живые и вдохновенные от мертвых и мертвящих.
Теперь обещанный блиц-анализ. Обратимся к музыкальной форме-композиции. Теоретики страсть как любят бессмысленно копаться в ее типах. Но взглянем на них взглядом энергийным и синергийным. Возьмем три песни: «Во поле береза стояла», Гимн Советского Союза, песню Ярослава Дронова (SHAMAN) «Встанем». Что в них общего? Куплетная форма с куплетом на запеве и припеве! Почему, какой силой пронесла она себя через тысячелетия? Нерв формы — взрыв энтузиастической соборной энергии в припеве. В русской песне — на словах «Люли-люли, стояла», в Гимне Советского Союза — на словах «Славься отечество». В песне Ярослава Дронова — на кульминации ключевого слова «встанем».
Объясню слова «энтузиастический» и «соборный». Первое слово, «энтузиазм», сложено из приставки эн «внутрь» и Теос Бог, буквально вбоженность. Можно говорить о вдохновении, озарении, откровении, ободрении воли, освежении, о восторге духа, о жажде подвига. Восторгающая сила в жажде жизненного творчества есть основание красоты. Огненная вспышка образуется от сложения нашей энергии и подхвата Божественной силы.
В соборности два измерения, которые входят в единение в свято-отеческой полярной системе координат, известной как круг аввы Дорофея: Бог центр, люди радиусы. Ближе к Богу — ближе и меж собой. И обратно: взаимная любовь людей привлекает к себе Божию любовь. «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них», — говорит Христос. В колыбельной песне двое, и меж ними любовь. В припеве песни «Во поле береза стояла» «Люли, люли» — односельчане. В Гимне СССР — единство духа в многонациональной стране. В песне Я. Дронова — все человечество: да восстанет оно из смрада дьявольского либерализма.
Гениальный Платон открыл нам: малейшие изменения в интонации музыки в мгновение ока приводят в изменение все важнейшие политические и государственные установления. Это так. Эпоха либерализма не могла начаться без развязной себялюбивой попсы и порноиндустрии развлечений. Песня «Встанем» на один день опередила начало нового, третьего, этапа Новейшего времени. Свой сингл с песней SHAMAN представил 23 февраля 2022 года, вскоре ее пели миллионы на всех континентах Земли. Сила традиции (передачи света по поколениям) выступила против силы разбойного либерализма.
Итак, вот торжество поразительной мысли Платона: всего две нотки на кульминации определили новый облик мировой эпохи.
Запев и припев разделяет цезура. Разделяет (напомним), — чтобы соединить разделенное в чуде восстания души от спячки — для новой, творческой жизни. Чудо же состоит в подхвате слушателей вышней энергией красоты, что ощущается как взрыв творческой энергии.
Цезуры в бытии — универсалия. В шедевре музыки они занимают мгновения. В бытии могут охватывать годы, столетия, тысячелетия. Генеральная цезура в мировой истории разделяет Ветхую и Новую эры, когда было дарована Земле новая организация целестремительного синергийно-благодатного времени. Наша конференция — тоже цезура меж настоящим и будущим. Чаемое будущее стяжается в настоящем времени силой вероятия (приятия верой).
В истории мы видим множество таких творческих цезур. Яркий пример — Флорентийская камерата, содружество философов, поэтов, музыкантов, теоретиков музыки, сложившееся в 1573 году. Участников камераты объединил порыв к будущему. Как подхватить в современной им итальянской музыке опыт древнегреческого искусства? Результат был ошеломляющим. Родилась опера. Величайшим откровением стал гомофонный стиль. Мыслима ли современная фактура без развитых форм аккомпанемента — как бы синергийного отклика бытия, без которого пусто все? 5А сколько частных открытий! Из церковной псалмодии родился оперный речитатив, оправданный высоким сюжетом (об Орфее, певце красоты, сошедшем в ад для спасения Эвридики, в первой из дошедших до нас опере Д. Пери).
Творческой цезурой было чудо русского энтузиастического шестидесятничества. Страна вскипела творческими содружествами. То были, например, научные семинары (академика Зельдовича и иных ученых). В творческих встречах рождались основоположники новых направлений. Наука XXI века до сих пор черпает из заделов той поры. Процвели литературные и поэтические кружки. В музыкальной жизни характерным примером были «Акустические среды» в Московской консерватории, собиравшие вокруг музыки представителей едва ли не всех наук. Композиторы объединились в поиске новых идей вокруг студии АНС (А. Шнитке, Э. Денисоов, С. Губайдулина, Э. Артемьев и др.) Что заставляло людей бескорыстно собираться вместе? Откуда жажда синтезов? Страна горела будущим. Зачем карьера, что-то еще? Не в деньгах счастье, все устроится само собой, если есть жажда смысла и откровений.
Разнузданный либерализм убил творческий энтузиазм. Но сейчас, в эпоху защиты традиционализма и великих шансов суверенного бытия, ничто не мешает нашим конференциям вновь стать творческими цезурами в бытии, угадывающими новые пути. При условии, что возгоримся мы желанием благодатно-творчески узреть лучшее будущее в насущных проблемах нашего времени.
Этого я желаю и нашей конференции, — да послужит она объединению сил в рамках Фундаментальной педагогики человечества на основе синергии. Вписанная в контекст новой эпохи, наша конференция не случайно вспомнила вдруг о методологии. А что главное в ней? Поиск правильного направления! И только за направлением следует управление, а не наоборот.
Либерализм вот доуправлялся. Хотел прав и свобод. Для безобразий? К ним и пришел, всех перессорил — тех, кто руководствовался принципом эгоизма: «я никому и ничего не должен», пользуясь меж тем трудами других людей. А уж как упивался либерализм мнимой мудростью своей! В лице Ф. Фукуямы возомнил даже о конце истории, растворенной в вечном блаженстве либерализма. О своем же гнусном зачатии в раю — в момент дьявольского причастия запретной смеси добра и зла (вместо памяти об их несовместимости) — забыл. Как забыл и о позорной участи дьявола и его приспешников. «Без Бога нация — толпа, объединенная пороком» (иеромонах Роман Матюшин). В толпе люди звереют и беснуются, потому что через пороки ими рулит дьявол, отнимая ясность мысли и творческую способность жизни в небесной чистой красоте.
Способность же истинного управления, по апостолу, — дар Святого Духа. Первым делом Дух дает направление и уточняет его по мере внимательности жизни.
Земля ныне — в творческой цезуре бытия: в поиске новых путей на третьем этапе Новейшего (апокалиптического) времени, в восстановлении Традиции после гипноза дьявольского богоборческого либерализма. Своим началом Традиция имеет первую заповедь, изначально дарованную человечеству: возделывать и хранить рай в синергийном общении любви Творца и творения. Хранить любовь как вещь невозможно. Хранить можно, лишь возделывая ее в восхищеньи красоты…
Ищите — и обрящете. Вот страны БРИКС стремятся нащупать принципы новой, справедливой системы взаимоотношений, основанных на терпеливом согласовании целей и интересов. В эпоху либерализма главной рулящей силой была идеология — вера с отрезанным Небом. Зачем отрезать Небо? Без него и стали управляемые идеологией ослами, обреченными принять печати антихриста. И мерзко «управляющие» (рулящие) — поймут ли сами, что натворили? Все цивилизации поднимались озарениями и откровениями свыше (захватывающая дух вечность в Древнем Египте, идея справедливости в Римской империи, идея пайдейи в Древней Греции).
Так и в нынешнюю эпоху великих шансов лидерами непроизвольно окажутся страны, в которых наиболее привлекательным образом обозначится образ желанного будущего. В выступлении на одной из конференций в Совете Федерации я предложил обновить важный термин науки: принцип «управления по ценностям», пришедший с Запада, — заменить принципом «управления по смыслам».6 Смысл схватывает генеральное направление бытия. Это ответ на то, ради чего живет человек и длится история.
Русская цивилизация изначально была цивилизацией совести, цивилизацией последних смыслов бытия. Она заблуждалась, падала, сожженная неправдой, но каждый раз восставала из пепла птицей фениксом, ибо вспоминала свое призвание. Сама восставала? Нет, в синергийном единении с Небом. Кто одарил страну сонмом гениев после сожжения Москвы и героического отпора соединенной европейской армии Наполеона? Прежде чем Глинка сочинил оперу «Жизнь за Царя», он сам был сочинен в Промысле Божием, и вдохновение свое черпал не из себя. Пушкин родится, Суворов совершит невозможный переход через Альпы в год, когда святой Серафим Саровский неотступно стоял на камне в молитве за Россию. Через великого молитвенника передано нам откровение Христа об условии спасения человечества во времена вселенской жатвы истории: оно спасется, если объединит в себе светскую и церковную стороны жизни.
Да не изменит наша отчизна своему призванию и ныне. В ободрение нам дарована путеводная звезда: чудный образ Жены, облеченной в Солнце. Под ним принято разуметь Церковь — благодатно-творческий союз синергов, жаждущих Царства Божия. Фундаментальная педагогика являет собой обобщение всего опыта истории, ищущее того, ради чего сотворен мир. А синергийная эстетика, наука о спасительной красоте бытия, есть важнейшая сторона фундаментальной педагогики человечества, без которой жизнь мертвеет. Будем трудиться!
Аннотация
Теория фундаментальной педагогики охватывает всю историю человечества и все проявления жизни от духа власти до духа СМИ. Синергийная эстетика как наука о спасительной красоте бытия есть сторона фундаментальной педагогики. В статье представлены примеры связи этих понятий и явлений.
_____________________________________
1 Этой науке посвящена развернутая статья, некоторые мысли которой использованы в этом докладе: Медушевский В. В. Синергийная эстетика // Сфера культуры. 2023. № 4 (14). С. 63–72. DOI:10.48164/2713–301X_2023_14_63
2 Медушевский В. В. Синергийная семиотика красоты в музыке // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2023. № 2. С. 7–21. DOI: 10.17674/2782–3601.2023.2.007–021
3 Медушевский В. В. Корпускулярно-волновой дуализм в педагогике, «Музыка в заметках», 2023.
4 Медушевский В. В. Исполнительская теория музыки // Музыкальная академия. 2023. № 3. С. 216–235. DOI: 10.34690/334.
5 См. мою статью «Почему в мироздании существует аккомпанемент». «Музыка в заметках», 2019.
6 Медушевский В. В. Наши задачи. // Единители поколений. Социально-культурное творчество России: наследие и современность. Сборник материалов по реализации проекта «Единители поколений». М., Социнцентр, 2015. С. 83–89.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.