«Картины природы в музыке». Материалы олимпиады по музыкальной литературе. Задание 3
Р. Смородинов. Лесное озеро
III. «Музыкальный пейзаж в зеркале времени»
1. Вставьте пропущенные слова в текст.
«Музыкальный пейзаж» имеет многовековую историю развития. Его корни уходят в эпоху_______________________, а именно в 16 век — время расцвета французской полифонической песни и период творческой деятельности__________________. В его творчестве впервые появились образцы светской полифонической песни, которые представляли собой хоровые «программные» картины, соединяющие яркую изобразительность с выражением сильных эмоций. Немного иначе образ природы изображал итальянский мастер эпохи барокко_____________________. В каждом концерте цикла ___________________ ___он стремился к изображению мира, к фиксации в звуках картин природы и лирических состояний человека. В музыке русского лирика XIX века ____________________________главное место занимают эмоции, мысли, воспоминания, которые пробудила природа. В фортепианном цикле ________________________ редко можно встретить пьесы, в которых присутствуют те или иные звукоизобразительные элементы (например, пение жаворонка), но даже они играют в пьесах второстепенную роль. Связь с природой здесь заключается только в настроении, которое навевает образ природы. Состояние природы, ее настроение передает в своих лирических пьесах норвежский композитор ___________. Программа в этих пьесах — это, прежде, всего, картина-настроение. Значительное место музыкальный пейзаж занял в творчестве и эстетических воззрениях композитора-родоначальника французской музыки XX века___________________. Он писал: «Нет ничего музыкальнее солнечного заката!». Творчество композитора развивалось в атмосфере поиска новых средств выразительности, новых направлений в искусстве. Именно в его творческом процессе заложены основы музыкального импрессионизма.
2. Определите стиль/эпоху и приведите пример (одно произведение).
1. «Шансон» и «Мадригал» были среди самых популярных жанров этой эпохи. Тематика этих многоголосных вокальных пьес была весьма разнообразной: здесь можно встретить и лирику, и пейзаж, и жанровую картинку. Композиторы являлись мастерами хоровой полифонии. Эпоха __________________
Например, _____________________________
2. Эпоха больших контрастов. Любовь к пышности, монументальным жанрам — Опера, Оратория, Кончерто гроссо. Динамичность, склонность к причудливым, текучим, несимметричным формам. Много музыкальной символики, риторических фигур, звукоизобразительных элементов. Эпоха _____________
Например, __________________________________
3. Стиль этой эпохи отличает ясность, гармоничность, стройность форм. Инструментальные пьесы этих авторов (чаще всего для клавесина) программны, и могли быть в стиле портрета, пейзажа или жанровой картинки. В соответствии со стилем эпохи они содержат множество орнаментики (украшений), обладают изысканностью, утончённостью, грацией. Сочинениям этого стиля не свойственна чрезмерная психологическая углублённость, скорее остроумный блеск придворного стиля. Эпоха____________________, стиль_________________
Например, _____________________________
4. Эпоха повышенного внимания к внутреннему миру человека, к его переживаниям. Даже пейзаж трактуется через призму душевных состояний человека. Проникновение песенности в инструментальную музыку. Новые жанры, красочный музыкальный язык, сложные альтерированные аккорды. Эпоха _______________________________
Например, __________________________________
5. Особый стиль, который нарушает каноны формы и композиции. Ему свойственна эскизность, незавершенность. Стремление отобразить ускользающее мгновение. Отсутствие линии. Техника красочных мазков. Художники предпочитали работу на пленэре. Глубокие философско-религиозные, трагические темы, крупные жанры и формы больше не интересуют художников. Содержание произведений — сиюминутное впечатление, пейзаж, портрет. Художественное направление _________________________________________
Например, _________________________________
__________________________________________________________
Список музыкальных произведений для подготовки к олимпиаде «Картины природы в музыке»
- М. И. Глинка. Романс «Венецианская ночь» на сл. И. Козлова
- М. И. Глинка-М. А. Балакирев — транскрипция «Жаворонок»
- А. П. Бородин. Баллада «Море» на сл. А. П. Бородина
- М. П. Мусоргский. Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»
- Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Садко», вступление «Океан — море синее»
- Н. А. Римский-Корсаков. Романс «Редеет облаков летучая гряда» на сл. А. С. Пушкина
- П. И. Чайковский. «Детский альбом»: № 22 «Песня жаворонка»
- П. И. Чайковский. «Времена года»: Апрель «Подснежник»
- П. И. Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грёзы», части 1 и 2.
- С. В. Рахманинов. Романсы: «Сирень» сл. Е. Бекетовой, «Весенние воды» сл. Ф. И. Тютчева
- Г. В. Свиридов. Маленькая кантата на стихи Б. Пастернака «Снег идёт»: часть 1 «Снег идёт»
- Г. В. Свиридов.«Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель»
- К. Дакен. «Кукушка»
- Фр.Куперен. «Бабочки»
- К. Жанекен. Мадригал «Пение птиц»
- А. Вивальди. «Времена года», концерт № 2 «Лето», ч. 3 «Летняя гроза»
- В. А. Моцарт. Песня «Тоска по весне»
- Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», часть 2 «Сцена у ручья»
- Фр.Шуберт. «Баркарола», сл. Л. Штольберга
- Э. Григ. Ноктюрн До мажор ор. 54 №4 (Лирические пьесы, т. 5)
- М. Равель. «Игра воды»
- К. Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»
- К. Дебюсси. «Детский уголок», № 4 «Снег танцует»
- К. Дебюсси. Прелюдии т.1, №3 «Ветер на равнине»
- Ф. Лист. Трансцендентные этюды, № 12 «Метель»
- Ф. Лист. «Годы странствий»: «На Валлендштадском озере»
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.