Алекс Альгуасил: «Cançons I danses» Ф. Момпоу
От редакции:
Наше издание уже рассказывало в рубрике КОНЦЕРТЫ об испанском пианисте Алексе Альгуасиле. Сотрудничество с музыкантом продолжилось: поскольку Алекс преподаёт в Conservatori Superior del Liceu в Барселоне, он предложил для ознакомления пианистам России и всего постсоветского прострарства свои недавно записанные методические видеоролики, дающие понимание особенностей исполнения одного из самых значительных произведений Мануэля де Фальи «Fantasia Baetica». Новый видеоролик музыканта на английском языке с субтитрами рассказывает о композиторе Ф. Момпоу и его сочинении «Cançons I danses». Алекс предлагает этот видеоматериал музыкантам-исполнителям и слушателям для более глубокого постижения испанской музыки.
____________________________________________
«Cançons i danses» («Песни и танцы») Фредерико Момпоу — это собрание из 15 пьес, созданных на протяжении всей жизни композиторов с 1918 по 1962 год. Большинство из них представляют собой адаптации каталонских популярных песен, а остальные — оригинальные композиции, которые все еще сохраняют каталонский фольклорный стиль.
13 из них для фортепиано, одна для гитары и ещё одна для органа, и даже несмотря на то, что все они различаются по стилю и характеру, их объединяет то, что все произведения разделены на две части: песня, обычно медленная и певучая, за которой следует танец, живой по настроению и в более быстром темпе.
Эти работы сопровождали Момпоу всю его жизнь. Он писал их не быстро и не к определённому сроку, а скорее спокойно, без давления, ожидая вдохновения, которое иногда приходило неожиданно или даже когда он отвлекался.
Композиция-миниатюра — идеальная форма для выразительного стиля Момпоу. В сочетании с его любовью к популярной каталонской культуре это делает «Cancons i Danses» (Песни и танцы) одним из его самых важных произведений. Эти миниатюры — одни из самых известных его произведений в Каталонии и Испании, и тот факт, что они создавались на протяжении почти всей его жизни, делает их еще более интересными. Со временем они пьесы стали одним из наиболее важных занятий в жизни и работе Момпоу.
Кроме того, пьесы очень приятно слушать, а также легко читать с листа, они погружают в дух каталонской народной музыки с фирменной гармонизацией Момпоу.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТИЛЬ Ф. MOМПОУ
Стиль Момпоу прост, минималистичен, но при этом очень изыскан. Его способ сочинения основан не на академически изученной теории, а на экспериментах со звуком фортепиано. Звук колоколов всегда был для него большим вдохновением. Его семья владела колокольной фабрикой, и благодаря этому первые контакты с музыкой в детстве произошли именно там.
Звук его музыки рождается из резонанса фортепиано, как резонансный звук колоколов. Их естественные гармонии стали для него звуковым источником вдохновения. Еще в юности он мечтал создать личную вселенную звука, и в его музыке мы всегда находим этот металлический резонирующий звук, который вдохновил его в колокольчиках. Фактически, он придумал аккорд, который назвал металлическим аккордом, который позже был переименован в «barri de platja».
Что касается «Песен и танцев», которые он сочинял на протяжении жизни, то следует отметить, что гармонизация традиционных мелодий была своего рода модой среди композиторов Каталонии во времена Момпоу. Но именно это и стало одним из его фирменных приемов.
Он мог привнести в песню гармонию, которая кажется простой и естественной, но в то же время сложна и оригинальна, благодаря красочным диссонансам, особой технике композитора, когда диссонансы, кажется, возникают из резонанса естественных гармоний.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАПИСИ
Я бы хотел порекомендовать три записи этих пьес, сделанные тремя пианистами: Алисией де Ларроча, Фредерико Момпоу, самим композитором, и Розой Сабатер. На мой взгляд, именно они лучше выражают дух музыки Момпу в целом и этих «песен и танцев» в частности.
МОМПOУ
Конечно, возможность послушать, как играет композитор, — настоящее удовольствие. Слушать Момпоу — значит слушать музыку в ее чистом виде. Несравненный звук, таинственность и духовная глубина, которой он достигает, делают интерпретацию его собственных произведений уникальной. Он играет в романтическом стиле 19-го века, экспериментирует с педалью, арпеджирует множество аккордов, что сильно отличается от современной манеры игры, но кто, кроме самого композитора, может наиболее полно выразить эмоции, которые вдохновили его на создание этой музыки.
АЛИСИЯ ДЕ ЛАРОЧЧА
Другая запись сделана Алисией де Ларроча, настоящим мастером и одним из лучших пианистов 20-го века, чье реальное значение продолжает раскрываться и в наши дни благодаря множеству имеющихся записей, которые помогают понять ее настоящий артистический статус. Ее манера игры кристально чиста, все голоса прекрасно выражены, владение звуком безупречно, что обеспечивает элегантную, хорошо сбалансированную интерпретацию, на которую способен только настоящий мастер.
РОЗА САБАТЕР
Другая великая каталонская пианистка Роза Сабатер, которая, как и де Ларроча, была ученицей Фрэнка Маршалла (который, в свою очередь, был учеником Гранадоса) и воспитана с теми же пианистическими принципами. К сожалению, она скончалась раньше времени из-за авиакатастрофы, в результате чего ее карьера резко оборвалась, а имя не приобрело широкой известности в мире, тем более что она оставила не так много записей. Но те, которые мы имеем возможность слушать, представляют нам особую музыкальную личность, искрометного и естественного коммуникатора. Ее тайминги, агогика и рубато особенные, и она заставляет инструмент петь очень естественным и волшебным образом.
Что касается «Cançons I danses», то и Алисия де Ларроча, и Роза Сабатер играют их с элегантностью, характером и истинным чувствованием музыки композитора, основанной на традиционных мелодиях их родины. Де Ларроча преуспевает в извлечении мелодий и мастерской их фразировке, Роза Сабатер скорее сочетает мелодии с гармониями, выискивая места, где можно выделить красочные аккорды.
__________________________________________
Другие публикации автора:
Алекс Альгуасил: «Fantasia Baetica» Мануэля де Фальи
Энрике Гранадос. Сюита для фортепиано «Гойески»
Алекс Альгуасил: сюита И. Альбениса «Иберия»
Ксавье Монтсальватже. Юмор, ритм, ирония
_____________________________________
В рубрике КОНЦЕРТЫ — об авторе: Елена Копий. «Алекс Альгуасил — представитель современной фортепианной школы Испании»
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Марина Борисова, г. Москва 12.03.2021 00:30
Интересный ролик, чудесная музыка, хороший лектор. Жаль, что нет полного исполнения сюиты! Алекс, исполните пожалуйста, «Cançons i danses» Момпоу.))
Ольга Курносова 21.03.2021 21:40
Елена, спасибо Вам за знакомство с Алексом.Потрясающее видео, интересная презентация сочинения «Cançons I danses» Ф. Момпоу. В описании к сочинению написано «13 из них для фортепиано, одна для гитары и ещё одна для органа», а я услышала некоторые пьесы в хоровом звучании, тем более, что пьесы — это адаптации каталонских песен. Необычный, «колокольный» звук фортепиано, джазовая гармония и красивые диссонансы завораживают. Было бы хорошо услышать сочинение целиком.