Л. А. Шульга. Сольфеджио. Доминантсептаккорд. Открытый урок на хоровом отделении
Работа на хоровом отделении детской музыкальной школы отличается своей спецификой. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, хоровые отделения, как правило функционируют, на базе общеобразовательных школ, а значит территориально находятся отдельно от основной школы. Это обстоятельство меняет отношение учеников к занятиям: они ошибочно начинают считать, что это обыкновенный кружок, что, в какой-то степени, делает их отношение к занятиям менее серьёзным. Иногда это приводит к случаям невыполнения домашнего задания, поэтому работа педагога на хоровом отделении должна осуществляться в тесном контакте с родителями.
Во-вторых, не секрет, что на хоровое отделение практически отсутствует конкурсный отбор, берут всех желающих учиться. И естественный отбор происходит уже в процессе учёбы: кто-то отсеивается из-за потери интереса к занятиям, кто- то не справляется с программой хорового отделения. В итоге нередко к концу седьмого класса до выпускных экзаменов доходит только половина. Таким образом, педагогам приходится учитывать специфику хорового отделения и находить такие формы работы и общения с детьми, которые были бы для них интересны, полезны и не очень обременительны.
Тема: Доминантсептаккорд
Цель: Показать умение и навыки учащихся, закрепление пройденного ранее материала — Д7.
Задачи:
Образовательные
• Научиться определять на слух Д7 в мелодии.
• Знать определение и строение Д7.
• Уметь строить в тетради, на доске и на инструменте Д7.
Тип урока: урок-закрепление
Форма работы: практическая, групповая.
Ход урока:
1. Приветствие.
2. Разминка. Викторина «Вопрос-ответ: тональности до 4-х знаков и их параллельные тональности». Викторины — привычная и любимая учащимися форма работы, устраиваемая в начале каждого урока. Кроме тональностей до 4-х знаков и их параллельных тональностей, таким же образом повторяются интервалы, аккорды и др. «Повторение — мать учения», а в нашем случае это очень актуально.
3. Распевание: интонационная настройка в тональности А dur, определение ключевых знаков, интонирование вводных ступеней, главных трезвучий тональности и их обращений. Затем переходим к септаккорду, построенному на V ступени — доминантептаккорду.
4. Септаккорд, определение Д7 (интервальный состав: б3+м3+м3). Пение песенки о доминантсептаккорде. Это самое приятное занятие для учащихся, они очень любят петь песенки на разные темы. Это облегчает восприятие и усвоение темы. Поэтому любой урок сольфеджио всегда включает много песенного материала, тем более, что работа ведётся с учащимися хорового отделения.
5. Построение Д7 на фортепиано и разрешение его очень сложно дается ребятам, так как ребята хорового отделения не все имеют общий инструмент: фортепиано. Кто-то учится игре на домре, баяне, гитаре и т. д. Тем не менее, регулярное включение этой формы работы в общий ход урока даёт свои плоды.
Построение Д7 на инструменте, интонирование и разрешение его в мажоре и одноименном миноре в тональностях: G dur-g moll, F dur–f moll, D dur– d moll и т.д.
6. Аккордовые последовательности также строятся на уроках в разных тональностях.
Построение аккордовых цепочек на доске и в тетради:
а) T35 — S46 — T46 — D7 — T3; б) T35 — T6 — T46 — D7 — T3.
7. Диктант неполный, подготовлены заранее заготовки. На них педагогом написаны только головки нот, а ребята выполняют другие задачи.
Музыкальный диктант из сборника Н. Новицкой. Задача: определить лад, тональность, расставить длительности и разделить на такты.
8. Чтение с листа. Определение лада, тональности, размера. № 150 и 154 из учебника А. А. Варламовой и Л. В. Семченко.
Чтение с листа — не самая любимая форма работы у ребят на уроке, поскольку они ощущают определённые сложности с чтением нот в правильном темпе и дирижировании.
Тем не менее, такой вид сольфеджирования обязательно должен присутствовать на уроке, навыки чтения с листа постепенно нарабатываются.
9. Игра наоборот — самое любимое занятие ребят на уроках. В чистом виде игра остаётся на самый конец занятия, но часто элементы игры вплетаются в разные виды работы, что делает урок увлекательным и интересным. Игра развивает в детях коммуникативные качества, соревнование стимулирует к достижению лучшего результата, играя ребёок легко вступает в контакт и начинает легче общаться.
Игра «Угадай-ка».
Ученики делятся на 2 группы: каждой группе, по очереди, педагог играет интервалы, трезвучия, аккорды. Учащиеся определяют из на слух, а затем строят на доске. Кто всё правильно определил и построил, тот победитель.
1 группа: б2 -ч4 — М35 — D7; 2 группа: м3 — ч8 — Б35 — D7.
В школе искусств формирование навыков сольфеджио происходит практически на всех уроках: сольфеджио, хоре, общем инструменте, вокале, музыкальной литературе др. Любой урок в конечном итоге направлен на воспитание духовной культуры учащихся разными средствами музыки.
Литература:
1. Г. Ф. Калинина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. — М., 2007
2. А. А. Варламова. Л. В. Семченко. Сольфеджио 3 класс. — М., 2010
3. Н. Новицкая. Музыкальные диктанты. — СПб., 2000
4. Т. Сиротина. Музыкальная азбука. — М., 2014
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
NATALIHEYKE, Германия 14.12.2015 14:02
Детство вспомнилось, школа музыкальная… Ре-минор — фа мажор — сколько лет, а какие приятные воспоминания! Я маленькая была, у бабушки жила, далеко от музыкалки, с несколькими пересадками ехать надо было, через огромный железнодорожный мост переходить на другую часть города… На диктанты получалось приезжать, когда уже все распевки заканчивались. Но я писала диктант и у меня списывал весь класс…))) А вот с пальцами была проблема… Не было возможности их отработать и учительница била меня линейкой по рукам. А я натренировалась почти под линейкой убирать руки…) Быстрая была!))) Но мое детство тоже тесно связано с музыкой. Мне эти детишки как коллеги! Счастья им в жизни! И пусть Музыка всегда останется рядом. Она так помогает в жизни.
Anna Manun 04.02.2016 14:08
Вы очень помогли. Без Вас нам било б тёжало! Мама мая учительница музики и ей ето надо било! Спасибо!!!)*