Мастер-класс профессора В. А. Понькина. Часть II
От редакции.
Мастер–класс Владимира Александровича Понькина, профессора кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории, народного артиста РФ, заведующего кафедрой «Оркестровое дирижирование» ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова, Главного дирижёра Московского музыкального театра «Геликон-опера» состоялся в апреле 2015 года и проходил в два этапа: первая часть занятия с будущими дирижёрами состоялась в музее-квартире Н. С. Голованова, вторая часть — в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова.
В первой части мастер-класса Владимир Александрович достаточно подробно остановился на особенностях дирижёрской профессии, проанализировав её составляющие, подчеркнув важнейшие аспекты взаимоотношений дирижёра с оркестрантами, остановившись на профессиональных качествах и цеховых секретах. Вторая часть не менее содержательна и полезна будущим дирижёрам, а также весьма интересна музыкантам любой специальности как образец творческой свободы и в этой, педагогической ипостаси.
Итак, слово Мастеру.
______________________________
Данный мастер-класс по содержанию является продолжением предыдущего, состоявшегося в музее Н. С. Голованова.
Разговор коснулся одежды дирижёра, поскольку правильность, соразмерность в одежде — очень важная составляющая успеха. Принято считать, что дирижёр — профессия мужская. Однако, женщина-дирижёр может взять на вооружение несколько советов, касающихся экипировки дирижёра вообще. Стремление к мужскому строгому стилю в одежде в концертном выступлении вполне уместно, это дисциплинирует как дирижёра, так и оркестр.
Любой профессионал с первых же шагов обучается, как держать правую и левую руки, как развить правильную двигательную ориентацию. Это основа успешного профессионального роста любого из тех, кто хочет стать дирижёром. Если этого не будет, ни один музыкант никаких поблажек не даст, поскольку во взаимоотношениях дирижёра и оркестра существует определённый антагонизм. Невольно вступает в силу закон противоположностей: личность и общество. Если люди видят, что ими пытается управлять плохой профессионал, возникает желание избавиться от такого руководства. А между тем, цель искусства — достичь гармонии, поскольку именно она воздействует на слушателя. Её не достичь без единства противоположностей. Таковы общие положения взаимоотношения оркестра и дирижёра, подробнее об этом говорилось на предыдущем мастер-классе.
Далее последовали практические занятия со студентами, советы по освоению дирижёрских навыков, разбор типичных ошибок начинающих дирижёров на конкретных примерах.
Фото и видеозапись Андрея Шлячкова.
Подробнее с творчеством Владимира Понькина можно познакомиться на Официальном сайте дирижёра.
_______________________________________
Другие публикации Владимира Понькина и о творчестве дирижёра, народного артиста РФ Владимира Понькина в издании «Музыка в заметках»:
Мастер-класс профессора В. А. Понькина. Часть I
Professor Ponkin«s master class. Part I
Professor Ponkin«s master class. Part II
Vladimir Ponkin. Master classes. The afterword
Владимир Понькин. Репетируя «Манфреда» П. Чайковского
Юбилейный вечер, посвящённый 100-летию Г. Свиридова в театре «Геликон-опера». Фрагмент концерта
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Ольга Курносова 18.04.2015 10:23
Блестящий мастер-класс! Очень интересно, познавательно и талантливо. В течение всего мастер-класса даётся много практических советов, показов разнообразных образных жестов в различных темпах, размерах при «минимализме приёмов слышания пульсации»для создания нужного образа. Спасибо за мастер-класс, за подробный разбор типичных ошибок при дирижировании, за «живое» общение с будущими дирижёрами и не только с дирижёрами, а и с нами, зрителями.
Татьяна Самарцева, г. Оренбург 20.04.2015 19:51
Спасибо, интересно. В продолжение предыдущего обсуждения: толкнуть в бок ученика сейчас очень проблематично! Могут и выговор влепить, и вообще уволить…А абсолютный слух дирижёру просто необходим…
Ольга Курносова, г. Краснодар 20.04.2015 20:05
Педагогично, когда слегка, с юмором, по-дружески, как бы на одной волне, делая одно общее дело : МУЗЫКУ! Уроки должны быть «живые», как в жизни. И абсолютный слух ученику не обязателен, было бы желание познавать.
Татьяна Самарцева, г. Оренбург 20.04.2015 20:09
Ученику необязателен, а дирижёру — да! Дирижёр — штучный «товар», высококлассный специалист, и обсуждать его мастер-класс с точки зрения урока в музыкальной школе по меньшей мере неуместно, мне кажется…Другие задачи, другой уровень…
Ольга Курносова, г. Краснодар 20.04.2015 20:12
Согласна с Вами на 100 %. ))
Ирина Шатина, г. Самара 21.04.2015 17:18
Абсолютный слух у дирижера?! Да это катастрофа для оркестра! Это будет вечная погоня за химерами, поиск идеального звучания, некоего холодного совершенства. Лучше — служение Гармонии. А Гармония — это дама неоднозначная, являющая собой единство противоположностей: возвышенной — низменное, черное — белое, консонанс — диссонанс…
Эльвира Гимон, г. Сеул 20.08.2015 22:36
Так можно легко и дирижером сделаться, такие секреты выдает тут Мастер!
Елена Копий 20.08.2015 22:46
Владимир Александрович рассказывал, что у него брала уроки английская скрипачка преклонного возраста — руку сломала, не смогла больше играть виртуозные фрагменты, стала дирижировать…))
Эльвира Гимон, г. Сеул 20.08.2015 22:48
Все же есть какие-то общие для всех дирижеров правила, приемлемые и понятные любому оркестранту приемы.У К. Кондрашина я читала, что каждый дирижер придумывает свои жесты сам.Видимо, это верно в какой-то мере, но у Понькина вижу какую-то универсальность и абсолютность. Порекомендую корейцам ехать к нему учиться, они многие про Москву спрашивают, хотят там учиться на дирижеров.
Елена Копий 22.08.2015 02:52
Да, Эльвира, смело можно рекомендовать. Им очень повезёт…))
Диана Васильева 09.09.2018 23:18
Концертмейстеры — прекрасные девочки. :)