Ф. Шуберт-А. Танонов. «Легенда о двойнике. История одного вампира».
Музыка Ф. Шуберта в наши дни, не смотря на внешнюю простоту и доступность, по-прежнему интересна как слушателям, так и профессионалам. «Его музыка живет не насаждаемая никем, живет в собственной жизнестойкости», — считал выдающийся русский композитор Георгий Свиридов.
Так, свой диалог с романтиком предложила Софья Губайдуллина, написав для Ирены Графенауэр и Гидона Кремера Экспромт с использованием материала шубертовского Экспромта As dur, ор. 90 №4.
Оригинальное завершение «Неоконченной» сделал Борис Тищенко своей Восьмой симфонией, представив, как бы это мог сделать Шуберт, живущий в наши дни.
Композитор Антон Танонов по предложению художественного руководителя вокального ансамбля Новосибирской филармонии Павла Шаромова, создал произведение, в котором песни Ф. Шуберта звучат в современной стилистике и вместе с собственными сочинениями на стихи московского поэта Григория Аросева образуют цикл, названный автором «Легенда о двойнике. История одного вампира». Произведение написано для вокального ансамбля, тенора, струнных, духовых и ударных.
Двенадцать композиций цикла рассказывают о путешествии вампира-романтика, отправившегося искать свою душу, затерявшуюся в современном мире. Сама по себе «вампирская» тема, многообразно трактуемая в искусстве, не нова и уже не одно столетие успешно занимает определённую нишу. В этом плане обращение А. Танонова к шубертовским песням для создания современного авторского диалога представляется достаточно логичным: вокальные миниатюры Ф. Шуберта всеми узнаваемы, для многих поколений любителей классики они являются олицетворением темы романтического одиночества, непонимания, недооценённости. Вампир же, свободно блуждающий во временных пластах в тщетных попытках обретения себя — олицетворение сверходиночества, сверхнеприкаянности, полной отверженности. Такой образ хорошо знаком, доступен и даже привычен сегодняшнему молодому поколению, поскольку в разных вариантах отражён в европейском и американском кинематографе. Если трактовать шире, то, по словам композитора, основной темой цикла стала тема отношения человека к окружающему миру и проблема поиска своего места в этом мире. Дополняет сказанное и трактовка сюжета главным исполнителем — австрийским певцом-тенором Александром Каймбахером, котоый стал одним из инициаторов перенесения шубертовских песен в наше время. Для него в этой истории более важен образ Двойника, как отражение двойственности человеческой натуры.
В музыке цикла нет подчёркнуто «чёрных», инфернальных эпизодов, напротив, композитор подходит к воплощению темы не только оптимистично, но и с изрядной долей иронии и некоторого сарказма, что делает произведение особенно привлекательным. Здесь и остроумные находки в инструментовке, забавные детали, снижающие предполагаемый и, казалось бы, уместный драматизм («Серенада», «Шарманщик»). Здесь и порция рэпа, приправляющая шубертовскую мелодию в песне «Спокойной ночи», и достаточно типичный классический кроссовер («Её портрет»), и черты старинной ирландской баллады («Дождь слёз»). На фоне всего этого жанрового и тембрового разнообразия солист, Александр Каймбахер с его ярким выразительным тенором и эмоциональным накалом «держит» и последовательно раскрывает драматургический замысел цикла.
В целом произведение восприниматся как интересный, без малейших сантиментов и вздохов сожаления об ушедшем, взгляд сегодняшнего художника на вечные темы «старой доброй эпохи». И, в то же время, имено так, несколько отстранённо раскрывая двойственную сущность персонажа, автор утверждает ценность жизни как таковой, жизни во всём многообразии её граней, жизни, которая продолжается и которая при всей её сложности всегда прекраснее, чем нежизнь.
Мировая премьера «Легенды о двойнике» прошла 15 апреля 2013 года в Новосибирской филармонии.Успех разделили с автором прекрасные исполнители: специально прибывшие из Вены тенор Александр Каймбахер и пианистка Анна Сушон, а также новосибирские коллективы — вокальный ансамбль Павла Шаромова и Инструментальный ансамбль «Liberamente». Вокальный цикл Ф. Шуберта-А. Танонова «Легенда о двойнике» уже прозвучал и в Санкт-Петербурге. Впереди премьера произвеления на родине Ф. Шуберта — в Австрии.
Двойник
Нетерпение
Дождь слёз
В путь
Ворон
Спокойной ночи
Шарманщик
Её портрет
Серенада
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
ольга 16.06.2013 13:12
Прослушала весь цикл с огромным интересом, в первую очередь, "Серенаду" и "Шарманщик" (из школьного репертуара). Оригинальная инструментовка, великолепный голос А. Каймбахера "держали" и усилили мое впечатление. "Дождь слез" — с ирландским ритмом - свежо, зажигательно, великолепно! Тема сверходиночества вампира близка молодому поколению, моя дочь увлечена этой темой, почему бы и нет ?
Елена Копий 16.06.2013 20:48
Да, Ольга, в плане темы старое с новым здесь очень неплохо уживаются, а с музыкальной точки зрения много интересных неожиданных сюрпризов. «Вкусно» сделано!
Татьяна Самарцева, г. Оренбург 17.06.2013 20:21
Прекрасный, талантливый «замес» на Шуберте (извините за , может быть, неуместный термин)! Слушается на одном дыхании! Александр Каймбахер — выше всяких похвал! Очень свежо и органично! Браво!!!
Елена Копий 17.06.2013 22:30
Вполне уместный демократичный термин, Татьяна, хорошо объясняющий суть работы композитора и впечатление от знакомства с циклом.)) Редко, когда современным композиторам говорят БРАВО, а им ведь очень важен отклик на новое произведение.
Татьяна Самарцева, г. Оренбург 18.06.2013 00:10
Это естественная реакция на первое прослушивание. Он это заслужил! БРАВО не всем хочется сказать!
Елена Гордеева, г. Уфа 18.06.2013 21:40
Современный полистилистический микс…Двойник…и вампир…? Но вампир уж очень жизненный, реалистичный…Вампир очень условный, почти человек…))
Anna Lapina 19.06.2013 11:43
Вампир вообще-то вполне самодостаточное создание, чтобы чувствовать себя отверженным. И лирика Шуберта никак не ассоциируется с шатуном-вампиром. Скорее с добрым романтиком.
Елена Копий 19.06.2013 18:48
Такова концепция авторов…))
Елена Гордеева, г. Уфа 19.06.2013 20:10
А ведь сам Франц Ксавьер так и чувствовал себя в своей жизни…отверженным — невестой, с её родителями-фабрикантами-бюргерами,…и всем укладом буржуазной жизни…Он выбивался из общего «реального» строя…Поэтому концепция авторов очень адекватна и актуальна…
Лариса Коробейникова, Ижевск 20.06.2013 21:13
Заинтересовала необычная, современная трактовка песен Шуберта. Мне очень понравилось, да и ученикам, я думаю, будет интересно послушать.Так современно и свежо звучит.
Ирина Юденкова-Ларичева, г. Москва 13.08.2014 19:53
Класс!!! Замечательно интересный очерк… И конечно, роскошная музыка!!!
Ирина Иванцова, г. Волгоград 13.08.2014 21:07
Боюсь, что судя по откликам, я не в теме, тем не менее…да, очень хорошее исполнение, прекрасный голос у певца…НО…когда я слушаю Шуберта в оригинале, на меня это производит гораздо большее впечатление…хочется сказать: ребята, попробуйте сами что-нибудь на том же уровне СВОЁ!!! сотворить…хотя в современной музыке это уже стало традицией — «обновлять» классику…только не понятно — зачем??? С уважением к авторам и пожеланием творческих успехов!!!
Елена Копий 13.08.2014 21:16
Спасибо, Ирина, возможно, автор сам Вам ответит. Но вообще, это не сегодняшняя традиция. Бах-Гуно, листовские транскрипции, «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина и т.д., и т.п. — примеров множество... Обычная практика…
Ирина Иванцова, г. Волгоград 13.08.2014 22:05
И, как показывает практика, оригинал остается непревзойденным. За скупостью средств оригинала (говорю о «Двойнике») скрываются глубокие подтексты, простор для личного вслушивания-вчувствования…Аранжировки же предлагают мне свой (единственный) вариант прочтения, лишая слушателя многозначности текста. Спасибо, Елена, за Ваши публикации!
Елена Копий 13.08.2014 23:30
В данном вокальном цикле есть и авторские песни на стихи Г. Аросева, Ирина…Шубертовские же композитор подаёт в несколько сниженном плане, избегая излишнего пафоса, поскольку сюжет избран специфический…
Екатерина Костова, г. Обнинск 25.07.2017 22:04
Интересно было бы посмотреть всё действо. Интересен замысел — как музыкальное целое. За фрагменты — спасибо!
Svitlana Veksler 29.07.2017 16:45
Спасибо за замечательную статью. Прочитала на одном дыхании. Нахожусь под большим впечатлением от музыки. Спасибо!
А. Абрамов 25.10.2022 08:58
Очень понравилось! Спасибо!
И музыка, и пение, и музыканты!
Тенор… оооо! — заслушаешься (особенно на немецком) и засмотришься!)
Музыка очень интересная и очень красивая!
Даже «Серенаду» он представил очень увлекательно, свежо… (прошу прощения за примитивность оценки)
«Доброй ночи»… будоражит, не заснёшь)
Странно , что «Дождь слёз» (немного напомнила мне вок. сюиту Градского «Сама жизнь») оказалась в 20 раз популярнее остальных произведений…
Русские стихи замечательные…
Почему-то больше всего мне понравились «В путь» и «Шарманщик»…
Большое спасибо Елене Валерьевне за прекрасную и увлекательную публикацию!