Композитор Александр Нежигай
Разными путями люди приходят в профессию. Кого-то родители с детства целенаправленно готовят к карьере музыканта, следя за успехами чада, поощряя участие в многочисленных концертах и конкурсах. Кого-то, напротив, отдают в музыкальную школу для общего развития, не помышляя о профессии. Именно так складывалась профессиональная судьба украинского композитора Александра Нежигая: следуя совету родителей он закончил в 1975 году Криворожский горно-механический техникум. Но полученная специальность не увлекала, не соответствовала творческой природе будущего музыканта. Интерес к музыке приводит его в Криворожское музыкальное училище на отделение хорового дирижирования. Яркая музыкальная одарённость и самостоятельность творческого мышления позволили А. Нежигаю после окончания первого курса поступить в Одесскую консерваторию, что было по тем временам редким исключением, поскольку для подобного вуза обычно требовался диплом о среднем специальном музыкальном образовании. Секреты мастерства Александр Нежигай постигал на факультете композиции в классе профессора И. М. Ассеева, написав в период студенчества больлшое количество инструментальных произведений.
По окончании консерватории в 1981 году, Александр Нежигай работает художественным руководителем и дирижёром Днепропетровского областного объединения музыкальных ансамблей. В 1984 году его принимают в Союз композиторов СССР. Несколько лет композитор руководит музыкальной частью Николаевского театра кукол, а затем драматического театра, преподаёт в филиале Киевского университета культуры и искусств, Николаевском училище культуры и музыкальных школах. С 2002 года А. Нежигай — художественный руководитель Днепропетровской областной филармонии, а с 2008 года постоянно живёт в Днепропетровске, возглавляя региональную организацию Национального Союза композиторов Украины. В 2011 году Александру Николаевичу Нежигаю присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Украины.
Естественно, что столь разнообразная деятельность во многом определила творческую многогранность и универсализм композитора. Им создана музыка к театральным спектаклям, которые поставлены разных городах Украины и стран СНГ. Таких постановок насчитывается более восьмидесяти, причём большую часть составляют спектакли для детей. Таковы «Мой друг — солнце», «Баллада о маленьком парижанине», «Кот в сапогах», «Сказание о граде Лебединце», музыка к которому удостоена І премии на Республиканском конкурсе, «Носорог и жирафа», «Айболит против Бармалея», «Золотой цыпленок», «Мышонок Мицик», «Цветик-семицветик» и многие другие. Музыкальное оформление спектаклей — хорошая творческая школа, которая впоследствии привела композитора к созданию крупных сочинений в других театральных жанрах. Им написаны музыкальная комедия «Хозяйка Рая», мюзиклы «Последний день Фигаро» по пьесе П. Бомарше и «Много шума из ничего» по комедии В. Шекспира, рок-опера «Тристан и Изольда» и балет «За двумя зайцами» по комедии М. Старицкого.
Безусловно, работа в театральных жанрах во многом определила содержание и характер других произведений композитора: симфонических, камерных, хоровых. Это касается как умения создавать яркие выпуклые образы, так и общего эмоционального строя сочинений. Среди них следует назвать живописное, сочное по тембрам «Славянское каприччио», концерт для фортепиано с оркестром и две симфонии.
Первая симфония написана для струнного камерного оркестра. Концепция автора — поиски и обретение своего места в нашем непростом мире через преодоление противоречий социума. Этому замыслу соответствует и применение разных приёмов композиторской техники: стремление сочетать двенадцатитоновость построения темы с опорой на народную мелодическую основу, включение в партитуру эпизодов алеаторики и сонорных эффектов. Музыка симфонии динамична, колоритна, образы контрастны и эмоционально насыщены.
Если в Первой симфонии ощущаются поиски собственного музыкального стиля, то Вторая, написанная для большого симфонического оркестра, — произведение зрелого мастера. Её образы конфликтны, в центре внимания автора — человеческая судьба, жизнь с её печалями, радостями, преодолением невзгод. Музыкальный язык произведения органичен, естественен, тематизм имеет совершенно определённую национальную основу. Красивы по мелосу и красочны по оркестровке лирические эпизоды сочинения, напряжённы и драматичны кульминации. Впервые симфония была исполненена Заслуженным академическим симфоническим оркестром Национальной радиокомпании Украины под управлением Вячеслава Блинова и с тех пор неоднократно с успехом звучала в разных концертных залах Украины и России в интерпретациях известных дирижёров.
А. Нежигай. Симфония №2
Интерес представляют также камерные сочинения композитора: Фортепианное трио для скрипки, виолончели и фортепиано, Концертино для двух фортепиано («Праздничное рондо»), Соната для фортепиано, Соната для скрипки и фортепиано, Скерцо для гобоя и фортепиано. Весьма нетривиально и свежо звучит Концертный дуэт для ударных и фортепиано, написанный по заказу студента Одесской консерватории Михаила Рудзинского, он стал его первым исполнителем в 1978 году. Произведение завоевало заслуженный успех и многократно исполнялось на различных конкурсах и фестивалях. В этой работе автор даёт необычное тембровое сочетание классических и эстрадных ударных инструментов с привычным слушателю фортепиано. Мощная энергия ритмов, развёрнутые эпизоды солирующих ударных, изобретательность и богатство фантазии в сочетании тембров — всё это делает сочинение привлекательным для исполнителей и слушателей.
А. Нежигай. Концертный дуэт для ударных и фортепиано
Редакция продолжит знакомить читателя с произведениями композитора.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Мария Ригель, Германия 31.07.2013 21:22
Познакомилась с украинским композитором Александром Нежигаем. Яркая, интересная личность, хорошая современная музыка доставила истинное удовольствие. Особенно впечатлил концерт для ударных и фортепиано. Спасибо, Елена.
Елена Копий 01.08.2013 01:04
Пожалуйста, Мария! Произведения представленные на этой странице, очень контрастны по образам и выполнению, они демонстрируют разные грани творческих интересов композитора. Следите за новыми публикациями.))
Сергей 05.08.2013 21:39
Знаю этого композитора по его замечательным фортепианным пьесам. У него 2 сборника ф-п пьес и много других интересных сочинений. Хотелось бы связаться с автором. Спасибо, Елена, что познакомили со 2-й Симфонией и Концертным дуэтом.
Елена Копий 07.08.2013 21:42
О фортепианном творчестве будет отдельный материал, Сергей.
Инесса Фитарова, г. Кривой Рог, Украина 17.08.2013 15:49
Саша, слушала твою музыку весь вечер, получила массу удовольствия!!! СПАСИБО! Горжусь, что знакома с гениальным современником!
В концерте с ударными есть такой «кусочек», который хотелось , чтоб звучал бесконечно. Наверное, он оказался на одной волне с моими вибрациями. А Симфонию № 2 я назвала для себя «Подозрительной». Мой мозг, привыкший мыслить образами, увидел её сюжет в таком развитии: «Тревога, подозрения, догадки: АХ, ВОТ ОНО ЧТО! Ну теперь я знаю, что делать!!! ВПЕРЁД!!! Я справилась! Теперь спокойно и ясно на душе, АБСОЛЮТНО!!!» Переполняют эмоции! БРАВО!!!Инесса Фитарова, г. Кривой Рог, Украина 17.08.2013 15:56
Спасибо Вам, Елена, что даёте возможность более широкому кругу людей узнавать о творчестве талантов современности!
Елена Копий 20.08.2013 15:59
Спасибо, Инесса, стараюсь…))
Анна Мищенко 04.04.2016 19:40
На 7.41 симфонии — невероятно страшный вопль. Эффект потрясающий!
Такая гамма чувств возникает при прослушивании — не передать словами!
Благодарю, Александр Николаевич! Антон Вертиполох 26.01.2023 12:05
Я познакомился с Александром Нижегаем, когда мне было 7. Он жил тогда на ул. 8 Марта в Николаеве, меня привели к нему на творческую консультацию.
Елена Копий 26.01.2023 13:18
Антон, думаю, Вам повезло…))