www.poezo.ru

Ольга Явор. Музыкальная живопись. Сборник фортепианных пьес

Ольга Явор

Ольга Явор

Преподаватель

Об авторе

Ольга Александровна Явор, заведующая фортепианным отделением, преподаватель по классу фортепиано ДШИ г. Снежное Донецкой области. Сочинять музыку начала со студенческих лет, пробовала себя в разных жанрах. Многолетняя педагогическая деятельность стимулировала автора к созданию фортепианной музыки для своих учеников. С 2008 года О. Явор созданы три сборника фортепианных пьес для учащихся разных классов ДМШ. Наиболее значимым, по мнению автора, является сборник «Музыкальная живопись», в который вошли 16 пьес различной степени сложности. В октябре 2010 года на международном конкурсе «Осенние звёзды», проходившем я Ялте, О. Явор стала лауреатом ІІ степени в номинации «композиторское творчество», а 2011 году была принята в творческое объединение композиторов Донбасса.

Е. Копий

Создание сборника «Музыкальная живопись» вызвано желанием разнообразить репертуар учащихся-пианистов произведениями более современными и доступными для детского слуха, который сегодня формируется, в основном, эстрадными песнями радио и телевидения. В то же время, пьесы сборника могут «проложить дорогу» к освоению серьёзной классической музыки, создать необходимые для этого пианистические навыки. И главное — воспитать у детей художественное мышление и привить черты хорошего музыкального вкуса.

Методические рекомендации

Раздел «ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА» включает в себя три пьесы с элементами полифонии для младших классов. Это «Кукушки на опушке», «Менуэт», «Маленькая трёхголосная инвенция», а также три произведения крупной формы: Вариации на тему русской народной прибаутки «Кот и мыши», на тему русской народной песни «Медведи» и на тему детской песни М. Кочурбиной «Мишка с куклой».

КУКУШКИ НА ОПУШКЕ. В работе над пьесой важно добиться, чтобы ученик услышал проведение темы не только в правой руке, но и в левой, а также дуэт голосов в кульминации пьесы.

МЕНУЭТ — двухголосная пьеса, где каждый голос ведёт свою самостоятельную мелодию. Поэтому, прежде чем играть двумя руками, необходимо разучить каждый голос отдельно.

МАЛЕНЬКАЯ ТРЁХГОЛОСНАЯ ИНВЕНЦИЯ построена на приёме исполнения одной рукой двух голосов в сочетании различных штрихов. Мелодия на легато должна звучать выпукло и ярко, а противосложение на стаккато — короткими звуковыми точками на втором плане.

ВАРИАЦИИ на тему русской народной прибаутки «Кот и мыши» основаны на имитации русских народных инструментов: балалайки и гармошки. Во второй вариации — имитация пения на два голоса. Исполнять их можно в первом-втором классах. Рекомендуется интонировать тему, чтобы ребёнок почувствовал её весёлый, шутливый характер. Сразу нужно обратить внимание маленького музыканта на ритмическое разнообразие темы: быстрые восьмые, спокойные четвертные и остановки на длинных половинных нотах. Задача, поставленная перед учеником — освоение штрихов, игра
трезвучий, простейших арпеджио, а также элементарной полифонии.

ВАРИАЦИИ на тему русской народной песни «Медведи» — сочинение, в котором даётся более усложнённый вариант ранее приобретённых пианистических навыков. Вариации предназначены для учащихся второго класса. Тему следует учить, интонируя со словами, что облегчает исполнение ритмических сложностей в размере 5/4. Задача для ученика — знакомство с различными видами фактуры и техническими приёмами: гаммами в противоположном движении с ритмическими усложнениями в виде повторяющихся шестнадцатых нот, более разнообразными аккордами, чем в предыдущих вариациях, арпеджио с удерживанием баса. Очень важно выдержать единый темп.

ВАРИАЦИИ на тему песни М. Кочурбиной «Мишка с куклой» можно играть в 3–4 классах. Учитывая подвижный темп и технические трудности произведения, вариации нужно включать в репертуар учащихся с быстрой реакцией. Каждая вариация рисует портреты персонажей: грузного неповоротливого мишки и изящной заводной куклы. В последней вариации «Торжественный марш» требуется ритмически точное исполнение триолей.

ЭТЮДЫ В РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЯХ предназначены для любителей художественных этюдов. В то же время, они являются пьесами, требующими различных технических навыков.

В ЛИРИКО-ДРАМАТИЧЕСКОМ ЭТЮДЕ необходимо добиваться сочетания мелкой техники с аккордовым аккомпанементом, а также гибкой фразировки.

В ПОЛИРИТМИЧЕСКОМ ЭТЮДЕ «Виолончель и скрипка» основной задачей является умение сочетать различные ритмы. Кроме этого, нужно «окрасить» мелодию тембрами различных инструментов. Необходимо ярко и смело показать кульминацию этюда. Этюд рекомендован для исполнения в пятом классе.

КЛАСТЕРНЫЙ ЭТЮД «Не так серьёзно». Кластер — это многозвучие, дающее или сплошное заполнение акустического пространства, или образование шума. В «общемузыкальном» определении кластер — созвучие как минимум с двумя смежными секундами. В этом этюде нужно услышать основную мелодию в партии левой руки. Мелодию образуют верхние звуки кластерных аккордов. Миниатюрность этюда (всего 16 тактов) даёт возможность исполнять его учащимся средних классов ДМШ.

В ДЖАЗ-ЭТЮДЕ «Озорные хроматизмы» большое значение имеет артикуляция и чёткое ритмическое произношение. Если позволяет размер руки для свободной игры аккордов в средней части, этюд может быть исполнен в 4 или 5 классе.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ» является основным в этом сборнике. Шесть пьес раздела составляют цикл, который можно исполнять целиком, частями или отдельными пьесами. Эта музыка призвана развивать фантазию и художественный вкус учащихся. Основная цель работы над каждой пьесой — яркое воплощение художественного образа. Стихотворные эпиграфы и иллюстрации художника помогают почувствовать настроение и ярко представить характер произведений.

ЦВЕТНОЙ ФОНТАН — пьеса, которая требует от ученика внимательно прислушаться к меняющимся гармоническим краскам. В средней части нужна определённая ловкость и техническая сноровка. В конце пьесы появляется кластерное звучание при помощи педализации, «рисующей» падающие звуковые «капли».

ПРОГУЛКА НА МОТОЦИКЛЕ. В пьесе используется приём звукоподражания. Исполнение пассажей требует детальной технической проработки. Возможно эта пьеса привлечёт мальчиков-подростков. В средней части звучит песенка-цитата. В последних тактах пьесы нужно изобразить звуками «шлейф пыли», летящий вслед мотоциклу.

ПОЛЯНА ОДУВАНЧИКОВ — центральная пьеса цикла. Это поэтическая картинка-пейзаж. Необычное применение арпеджированных аккордов во встречном направлении требует от ученика умения приспособиться к новой для него технике. Эти аккорды необходимо сыграть ритмически точно. Полифоническое изложение главных тем пьесы требует хорошей проработки и чёткого совпадения звуков по вертикали. Сложность исполнения пьесы заключена в том, что технические приёмы должны быть подчинены решению художественного образа.

В ЛЕСУ НАД РЕКОЙ ЖИЛА ФЕЯ — это музыкальная иллюстрация к стихотворению М. Горького «Легенда о Марко». Арпеджио в разных тональностях рисуют волны Дуная, а мелодия в высоком «флейтовом» регистре — прекрасный, но холодный образ Феи-русалки. Работа должна быть направлена на поиски звуковых художественных красок для изображения персонажей.

ОВРАГ И РУЧЕЙ — пьеса построенная на двух контрастных темах: диссонирующей теме оврага и «текучей» теме ручья. Технически несложная пьеса может быть исполнена учеником, хорошо овладевшим арпеджио.

ПЕСНЯ ДЕВУШКИ В НОЧЬ НА ИВАНА КУПАЛА выдержана в жанре ноктюрна. Основа пьесы — меланхоличная кантиленная мелодия. Трудность исполнения состоит в полиритмическом сочетании мелодии и аккомпанемента. В средней части произведения учащемуся придётся приспособить движения рук к исполнению основных музыкальных тем в разных тональностях. Требует внимания переменный размер произведения.

Сборник иллюстрирован художником Иваном Голиковым.

Ольга Явор. Кот и мыши

Ольга Явор. Цветной фонтан

Ольга Явор. Прогулка на мотоцикле

Ольга Явор. В лесу над рекой жила Фея

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.