Л. Синицына. Диктанты по сольфеджио для младших классов
Данное пособие представляет собой сборник авторских мелодических диктантов, ориентированных на учащихся младших классов музыкального отделения (8-летний срок обучения).
Главной целью создания пособия является поиск новых творческих подходов к осуществлению плодотворной работы с учащимися младших классов на уроках сольфеджио.
Работа с учащимися над диктантом является одним из самых сложных видов деятельности в преподавании сольфеджио. Как правило, в диктанте обобщаются и теоретические знания, и практические навыки. Всё это — целый комплекс, направленный на выполнение сразу нескольких заданий, объединенных в одно — написание законченной по смыслу мелодии.
С чего же начать, как выстроить работу над диктантом? Наработки в решении этого вопроса даны в предлагаемом пособии.
Несомненно, прежде чем маленький музыкант-первоклассник сможет самостоятельно записывать мелодию, он должен освоить нотное письмо, метр и ритм, накопить слуховой опыт соотношения ступеней в ладу и многое другое. В процессе изучения основ музыкальной грамоты, мы и начинаем писать первые диктанты, анализируем на слух музыкальные фрагменты и фиксируем их с помощью графических изображений (здесь педагог может проявить фантазию). В подобных диктантах педагог исполняет несложные для восприятия пьесы на фортепиано. Прослушав их, ученики должны, например, услышать и зафиксировать настроение музыки, как движется мелодия (предварительно, конечно, рассказав об этом), прохлопать пульс, можно посчитать доли, определить сильную, и т.д.
Ориентировочно со второго класса и далее уровень сложности возрастает в соответствии с учебной программой. Здесь ребёнок уже должен владеть нотной грамотой, знать определённые тональности, принципы тяготения в ладу, длительности, уметь группировать их.
Работа с ритмом заслуживает особого внимания. Отличной тренировкой служат ритмические диктанты, направленные на запись ритмического рисунка. В мелодических диктантах считаю удобным записывать ритм отдельно от мелодии (в большей степени это актуально для учащихся младших классов).
Процесс написания диктанта основан на следовании плану. После каждого проигрывания нужно определить и зафиксировать:
- тональность;
- музыкальный размер, форму диктанта, особенности структуры;
- начало диктанта (первый такт) — тоника, серединная каденция (4 такт) — наличие V ступени, заключительная каденция (7–8 такт) —
V ступень тоника;
- ритм;
- мелодические интонации с использованием графических символов;
- нотную запись;
Во время исполнения мелодии перед учениками необходимо ставить определённую задачу. При этом считаю важным не сосредотачивать услышать что-то определённое, наоборот, отметить максимально возможное (опираясь на план). Не столь важно, в каком порядке начинать записывать услышанное — с первой ноты или с конца, все зависит от конкретной мелодии. Важно выбрать «точку отсчета»: это может быть и тоника в конце, «а что перед тоникой?» и V ступень в 4 такте, «а как мы к ней «пришли?» и т.д. Важно также ориентировать детей не на соотношения двух рядом стоящих нот, а на мотив из 5–6 звуков, воспринимая его «как одно слово», тогда дети быстрее усвоят всю мелодию. Именно этот навык впоследствии поможет обобщать нотный текст при чтении с листа на специальности.
В большинстве своём в сборнике представлены диктанты в форме периода, состоящие из двух предложений повторного строения. Диктанты подобного строения пишем и на занятиях. Опираясь на классическую традицию, обговариваем с учащимися, что начало диктанта — с тоники или другой устойчивой ступени, в 4 такте — серединная каденция — наличие V ступени, 7–8 такт — заключительная каденция — V ступень тоника;
После написания ритма (над тактами), анализируем мелодию, интонации, из которых она состоит. Для этого определили основные элементы мелодии и присвоили каждому свой символ. (Здесь фантазия педагога безгранична).
Основные элементы музыкальных интонаций:
Пример диктанта с графическими символами:
«Ключик» к успешному написанию диктанта — в способности анализировать, логически мыслить. В практической деятельности приходилось встречать учеников с хорошей музыкальной памятью, с чистой «от природы» интонацией, которые испытывали затрудния в написании диктанта. И напротив, ученик, слабо интонирующий и долго запоминающий мелодию, при умении логически мыслить, неплохо справляется с диктантом. Отсюда вывод, что для успешного написания диктанта, следует научить детей не столько запоминать, сколько анализировать услышанное.
Музыкальный диктант — интересная и плодотворная форма работы в курсе сольфеджио. В нём сосредоточены ладовые, интонационные, метроритмические трудности. Работа над диктантом организует внимание учащихся, развивает слуховую память и способность анализировать услышанное. Развитие всех перечисленных основ в равной степени происходит на всех дисцмплинах, изучаемых в музыкальных школах, школах искусств, особенно на специальности и сольфеджио. Эти предметы, безусловно, являются взаимодополняющими. Однако подход к изучению нового произведения на специальности и диктанта на сольфеджио, заметно отличается: воспроизводя музыкальный текст по нотам на специальности, в сознании ученика из деталей постепенно складывается готовое произведение. Это отражает схема:
При создании нотной записи прослушанного произведения на сольфеджио, процесс работы с новым материалом происходит в противоположном направлении: сначала ученикам предлагается звучание готового произведения, затем педагог помогает анализировать, далее усвоенное превращается в нотный текст:
На этапе анализа диктанта важно следовать от общего (особенностей структуры и фразировки) к частному (направление движения мелодии, например), не нарушая естественный ход процесса.
Запись диктанта — не создание целого из отдельных элементов (мелодия + ритм + размер + форма = результат), а умение проанализировать целое как комплекс составляющих его элементов.
Для того чтобы учащиеся привыкали активно воспринимать нотный текст, очень полезны разные форма работы над диктантом. Например:
- Ступеневый диктант — педагог играет мелодию, которую ученики записывают как ступеневую последовательность. Этот вид диктанта способствует расширению ориентации в ладу и вырабатывает полезное умение мыслить ступенями.
- Диктант с ошибками — на доске выписывается диктант, но с ошибками. Задача детей — исправить их, записать правильный вариант.
- Диктант с вариантами — полезен для расширения музыкального кругозора и понимания возможностей развития музыкального материала. В таких диктантах можно применить как ритмическую вариантность, так и мелодическую.
- Диктант по памяти — анализируется, выучивается диктант, пока каждый ученик не запомнит его. Задача — верно по памяти оформить нотный текст.
- Графический диктант — педагог указывает на доске лишь некоторые ступени, графические символы, обозначающие элементы мелодических интонаций.
- Диктант с досочинением мелодии развивает творческие способности учащихся, на основе трёх стадий мелодического развития: началом, серединой (развитием) и заключением.
- Подбор и запись знакомых мелодий. Вначале мелодия подбирается на инструменте, а потом оформляется в письменном виде.
- Самодиктант — запись по памяти выученных номеров с учебника. В такой форме диктанта происходит развитие внутреннего слуха и выработка умения графически оформлять услышанное.
- Диктант без подготовки (контрольный) — отражает степень усвоения материала. В качестве материала можно выбрать диктант на один-два класса легче.
Любая форма диктанта — своеобразный мониторинг развития музыкального мышления ребенка, уровня усвоения им нового материала, а так же способ дать детям возможность реализовать свои умения самостоятельно или сделать «открытия» под руководством педагога.
Примеры диктантов для 2 класса:
Примеры диктантов для 3 класса:
Примеры диктантов для 4 класса:
Представленные в пособии диктанты созданы на основе описанных выше элементов музыкальных интонаций и относятся к инструктивным. По моему мнению, в таком виде их удобно «слышать» и анализировать, а значит, без затруднений справляться с заданием. Этого я и желаю нашим ученикам — юным музыкантам!
Надеюсь на творческий подход преподавателей к представленному в данном методическом пособии материалу.
________________________________________
По вопросу приобретения пособия Людмилы Синицыной «Диктанты по сольфеджио для младших классов» обращайтесь к автору по адресу milaya6126@yandex.ru
Другие работы автора:
Л. Синицына. Одноголосные диктанты. Двухголосные вокальные упражнения
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.