Аранжировка для ансамбля синтезаторов
Аранжировка — это важнейший момент в работе ансамбля, равно как и в сольном исполнительстве. Аранжировка — франц. — устраивать, приводить в порядок. Здесь существуют разночтения. Можно говорить о переложении (транскрипции), оркестровке, инструментовке и собственно аранжировке. Но можно говорить и о «сочинении на тему», где аранжировщик выступает соавтором композитора, создавшего оригинал. Такая работа предусматривает разную степень свободы аранжировки — от буквального воплощения текста до его авторской переработки. Этот вопрос оживает на уроке для каждого педагога, взявшегося за аранжировку классики.
К классическому наследию надо относиться бережно — это понятно всем. Здесь одинаково важно избежать и, по выражению И. М. Красильникова, «фотографической точности» и «неоправданного тембрового фантазирования». В аранжировке классики будет нелепо использование «космических» звучаний, перегруженных ударных, внесение шумовых эффектов, выразительные средства следует применять корректно. Мы взяли за основу этот постулат, приступая к работе над Бурре И. С. Баха. Бурре — это часть скрипичной сюиты h moll, поэтому мы выбрали скрипичные тембры, а в автоаккомпанементе — стиль Baroque Air в быстром темпе, который очень корректно вписывается в музыкальную ткань данного произведения и передает дух эпохи.
Другая образная сфера — музыка космоса. При аранжировке пьесы на космическую тематику очень уместно использование синтетических тембров синтезатора. В произведении Astral heart nebula (Галактика Звездное сердце) мы не только использовали тембры из банка Synth и Pad (Fargo, Adrenaline, Dark Moon, Solaris, Stardust, Portatone и др.), но и подвергли тембры обработке различными эффектами, чем еще больше усилили «космический» характер звучания.
При аранжировке подлинного народного материала или авторской музыки, стилизованной в духе народной, мы исходим из идентичности народного инструментария некоторым тембрам синтезатора. Так, звучание различного рода дудок, жалейки, свирели можно имитировать тембрами Fluto, Oboi, Clarinet, Basson, Piccolo; звучание балалайки можно воспроизвести, накладывая тембры Pizz и Harp. Всё это использовалось при аранжировке Девичьего хоровода из балета Р. Щедрина «Конёк-Горбунок».
Итальянская песенка из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
С помощью Интернета мы можем совершить виртуальное путешествие. Раньше такой возможности не было. Маленькому герою «Детского альбома» остается только мечтать о дальних странах. Интересно, что в музыке этой пьесы претворяются подлинные интонации итальянской песни, которую услышал П. И. Чайковский во время своего пребывания в Италии.
Приступая к аранжировке пьесы с выраженным национальным колоритом, следует изучить стилевые особенности ее музыки, ее инструментарий, познакомиться со стилем bell canto. Анализируем музыкальный язык пьесы Чайковского и отмечаем кантиленность, идущую от традиций bell canto, мягкий вальсовый ритм, вызывающий ассоциации с покачиванием лодки на волнах. Анализируем фактуру сопровождения и находим подражание игре на гитаре. В аранжировке пьесы мы учитываем эти особенности, подбираем стиль (Waltz), прописываем подголоски и назначаем инструменты для основных партий и дополнительных линий: gitar, pizz.strings, flute, harp. Вместо традиционной мандолины мы использовали тембр Pi-pa, что подчеркивает «игрушечный» характер образов и уводит нас в мир детства.
Попурри на темы французских песен «Три минуты в Париже».
Французские хиты! Кто не знает «Milord», «UneVie D`Amor», «La Vie En Rose», мелодий французского кино? Аранжировка таких популярных песен — это очень ответственный труд. Если мы делаем ремикс известных хитов, то нужно кардинально менять ритм, стиль, тембры. Как при работе с классикой, чувство меры и музыкальный вкус здесь должны стать внутренним цензором и удержать авторов аранжировки от эпатажных действий. Надо помнить, что это песни, любимые миллионами и слишком грубое и неуместное вторжение в стиль может вызвать неприятие слушателей.
В работе над французскими хитами нам помогла партитура самарского композитора Светланы Мышкиной «Три минуты в Париже» для 6-ручного исполнения на фортепиано. Мы сохранили последовательность песен, форму композиции с контрастным чередованием частей (быстро-медленно-быстро), гармонический язык и подголоски; добавили еще один эпизод (припев в 1 части), несколько подголосков и сделали переложение для 2 синтезаторов.
Ниже приводится схема аранжировки.
название |
Yamaha PSR s550 |
Yamaha DGX 300 |
«Игрушка» куплет |
Voice: Vibraphone Dual: Strings Style: xi Qing luo gu Acmp. on |
Voice: Flute
Left: Guitar |
припев |
Voice: Trumpet Left: Guitar
|
Voice: vibraphone Harmony: tremolo 1×32 Style: beguine |
Вечная любовь |
Voice: Strings Style: Love ballad Intro I |
Voice: sweet saxophone Left: piano |
Milord |
Voice Trumpet Style French Hits Sync. Start Ending III
|
Voice Brass Section Left Trombone
|
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.