Каким видится учебник сольфеджио для ДМШ
Появившиеся в последние годы несколько учебников сольфеджио для ДМШ — свидетельство неудовлетворённости педагогов современным состоянием системы обучения, признак поиска педагогами новых путей совершенствования музыкальной подготовки детей. Среди них есть бесспорно удачные варианты¹, позволяющее включить детей в процесс творческого мышления, но есть и столь же бесспорные неудачи, основанные на сомнительных в музыкальном отношении дидактических материалах.
К сожалению, руководство учебными заведениями страны и её регионов заботится о достижении чисто внешних показателей с помощью организации смотров, конкурсов, олимпиад, и не стремится организовать общественное обсуждение назревших проблем в музыкальном воспитании учеников ДМШ и ДШИ. Такое обсуждение идёт кулуарно, в узких кругах, и результат его не знаком большому сообществу коллег-педагогов страны.
Предлагаю свои мысли по этому поводу.
Цель обучения детей в музыкальной школе — воспитание творческого музыкального сознания. Для достижения этой цели требуется найти гармоническое сочетание исполнительских навыков с теоретическими знаниями и развитыми творческими способностями.
1. Дидактические материалы, позволяющие ученикам практически овладеть главной ценностью музыкального искусства — его способностью передавать суть жизни, её процесс, движение, обновление, преобразование. Это, в первую очередь, касается согласования репертуара исполнительских классов с дидактическими материалами в курсе сольфеджио:
• диктантов;
• материалов для чтения с листа;
• практических упражнений в музыкальной грамоте;
• аналитических заданий.
2. Адекватный понятийный аппарат теоретического цикла, позволяющий осмыслить и отразить процессы, происходящие в музыкальном материале.
По мысли П. Флоренского, высказанной в его работе «Имена», освоение языка (в том числе и музыкального), предполагает «…такие движения души, такие духовные акты, как изумление, удивление, влечение к тайне жизни».
Согласно сложившейся практике преподавания сольфеджио в ДМШ, школьная теория, по сути, отражает язык «мёртвый», застывший. Уместно сравнить овладение школьной теорией с изучением мёртвых языков. Павел Флоренский в своей работе «Имена», ссылаясь на Александра Гумбольдта, пишет: «…мертвые языки изучаются не иначе, как посредством усвоения некогда жившего в них начала: их изучение, хотя на минуту, но действительно вызывает их к жизни, потому, что язык нельзя изучать как высушенное растение.
Отсутствие адекватного понятийного аппарата особенно болезненно сказывается в представлениях учеников о мелодии — основе музыкальной драматургии, «лице» любой пьесы. В существующих учебниках и действующих программах по сольфеджио отсутствует представление о сюжете мелодии, различном »весе» тактов, составляющих фразы, логике синтаксиса, средствах организации движения внутри мелодии, её образном строе и жанровой природе.
Без ясных представлений о мелодии невозможно понять и тему «фактура», практически не знакомую ученикам ДМШ. Необходимо воспитывать представление о гармонической ткани как об ансамбле мелодий, а не последовании аккордов или интервалов.
Столь же схематично и искажённо изложена в действующих учебниках тема «лад», сводящаяся к пресловутой схеме тяготений неустойчивых ступеней в устои, якобы, присущих самим ступеням, независимо от условий контекста.
3. Прочные певческие навыки, позволяющие непосредственно пережить процесс движения музыкального материала, прежде всего — мелодии. Хорошо известно, что то, что не пропето — не пережито, не осмысленно. Это относится и к материалу, изучаемому в классах специальности.
4. Осознание глубокой связи логики музыкального языка с логикой языка понятийного:
• Обе эти формы познания мира развиваются во времени (хотя степень временной организации в музыке многократно превосходит то, что видим в понятийном языке);
• В основе обеих форм присутствует сюжет — логическая связь образов, как литературных, так и музыкальных;
• Тематические элементы в музыке можно уподобить подлежащим в понятийном языке, а тональные функции — глаголам в речи;
• Для усвоения смысла и буквенной, и нотной записи от начинающих чтецов и музыкантов требует преодоление разрозненного существования нот или букв. Без этого невозможно сложить их в слова (или музыкальные фразы) и понять не только прямой смысл выражений, но и глубоко скрытые ассоциации и связи.
5. Уроки сольфеджио (как и уроки по специальности), должны давать ученикам возможность осознания внутренней связи выразительных средств музыки с системой языка изобразительного искусства, театра, балета, кинематографии. Такая задача требует от педагога ясного понимания и соответствующего понятийного аппарата.
6. Сложившаяся в практике ДМШ система односторонней связи «педагог — ученики» формирует пассивное отношение детей к освоению теоретического материала, не подкреплённое творческой и исполнительской практикой. Необходимой составной частью обучения должны стать различные способы исследования учениками изучаемых материалов, раскрывающее для них приёмы и средства организации движения, обновления, преобразования музыкального материала, невозможные без опоры на адекватный понятийный аппарат.
Оптимальной представляется деление учебной группы на команды, каждая из которых исследует поставленные педагогом задачи и представляет свой вариант их решения, с последующим обсуждением различных путей к результату. Конечно, такая организация учебного процесса требует от педагога поиска заданий, которые не рассчитаны на единственный правильный ответ учеников.
Такая установка позволяет сформировать активное творческое мышление и преодолеть «точечный» подход к музыкальному тексту, прочно утвердившийся как в современной практике ДМШ, так и в действующих программах по теоретическим предметам, многих учебниках и пособиях.
7. Система творческих заданий, позволяющая практически освоить элементы и приёмы музыкальной логики. Недопустимо строить учебный процесс на пассивном усвоении устаревших представлений, не подтверждённых личным творческим опытом учеников. Наиболее яркий пример — представление о «тяготениях» четырёх неустоев к трём устоям в рамках ограниченного круга семиступенных гамм.
8. Необходимость координации деятельности педагогов-теоретиков с педагогами специальных дисциплин и музыкальной литературы, опирающаяся на общий подход к целям и результатам работы всего коллектива.
9. Представляется необходимым зафиксировать сольфеджийные навыки — диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения, чтение с листа, сольфеджирование и сольмизацию — с помощью аудиозаписи, привязав теоретические знания к соответствующим практическим навыкам. Такая форма работы позволит наиболее активным ученикам работать с опережением программы.
10. Естественно, что на разных стадиях обучения все эти принципы выражены по-разному, но они обязательно должны присутствовать на любом этапе профессиональной подготовки музыкантов.
__________________________________________________________
¹ Назову учебники Ж. Металлиди и А. Перцовской «Мы играем и поём», построенные на логичном материале и разумной методике.
_______________________________________________________________
Издание «Музыка в заметках» рекомендует книгу В. П. Середы «Дорога к музыке. Повесть о детстве и юности», которая вышла в издательстве Ridero. Автор, чьё детство пришлось на тяжелые годы войны и послевоенное время, рассказывает о впечатлениях своей непростой жизни, о встречах с разными педагогами и попытках осмысления их педагогики, об интуитивном поиске своего собсвенного пути в музыке. Здесь вы найдёте также размышления об укоренившейся системе преподавания сольфеджио и способах преодоления её недостатков.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Галина Сметанина (Денежкина) 15.06.2016 15:00
Автор 1000 раз прав, но в нынешней ситуации сольфеджио практически превратилось в теорию, причем не в самом лучшем виде. И как из этого выйти, непонятно, потому что многие преподаватели уже не представляют себе другого сольфеджио. Если высшим достижением для ученика становится построить как можно больше аккордов от звука, применив все возможные энгармонические замены…
Наталия Остапчук 16.06.2016 20:52
Статья — абсолютно пустой набор банальных фраз.
Татьяна Боровкова 17.06.2016 20:49
А чем недовольны, конкретнее можно? Я очень довольна традиционными советскими учебниками, лучше, что ли у кого есть?
Валентин Середа 29.06.2016 16:47
Согласен с комментарием уважаемой Галины Сметаниной. Действительно, вместо сольфеджио преподаётся теория, причём в её окончательно «мёртвом» виде — как набор изолированных элементов, не способных «ожить», породить хоть какие-то минимальные связи, обладающие музыкальным смыслом.
Уважаемая коллега Наталья Остапчук, к сожалению, не увидела в тексте серьёзную обеспокоенность состоянием музыкально-теоретической подготовки. Думаю, что она увидела здесь непривычную точку зрения, и она её сразу возмутила. Это очень жаль, хотя надежда, что коллега постепенно прозреет, остаётся.
Уважаемая коллега Татьяна Боровкова хотела бы более конкретных предложений, но они должны появиться в виде полноценного учебника, над созданием которого мы с коллегами решили поработать. Но и в таком тезисном виде можно провести анализ существующих учебников, которые так нравятся автору комментария.
Надеюсь, что при более внимательном прочтении получу более ясно выраженные мнения. С уважением, В. П.