Лекция-концерт, посвящённый 150-летию С. М. Майкапара
В программе музыкальных школ не предусмотрено специальное изучение творчества С. Майкапара, но учащиеся фортепианного отделения любого возраста всегда с удовольствием слушают и исполняют его произведения.
Жизнь этого композитора интересна и содержательна, он занимался фортепианным исполнительством, педагогикой, создавал пьесы для детей, уделял много внимания научной деятельности. Уроженец г. Херсона, Майкапар вскоре вместе с семьёй переехал в Таганрог, где стал учиться музыке у итальянца Гаэтано Молла. По окончании гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета, одновременно продолжив осваивать музыкальную науку в петербургской консерватории, занимаясь по двум специальностям — как пианист у В. Демянского, В. Чези, И. Вейса и как композитор у профессора Н. Соловьёва.
После стажировки в Вене у знаменитого пианиста профессора Теодора Лешетицкого, он живёт в Москве, затем в Твери, где преподаёт в организованной им музыкальной школе, много концертирует по Европе, сочиняет фортепианные пьесы для детей, занимается наукой.
Двадцать лет жизни, вдумчивого плодотворного труда С. Майкапара связаны с Петербургской (Петроградской-Ленинградской) консерваторией, куда его пригласил преподавать А. К. Глазунов. Знаменательным событием стало исполнение музыкантом всех фортепианных сонат Л. Бетховена, которое состоялось в течение нескольких вечеров в Малом зале консерватории.
В последние годы жизни С. Майкапар оставил педагогическую деятельность и сосредоточился на композиции, исполнительстве и научной деятельности. Среди трудов Майкапара следует отметить наиболее важные: «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития», книгу «Значение творчества Бетховена для нашей современности», книгу воспоминаний «Годы учения». Майкапар известен как автор многочисленных работ, посвящённых обучению фортепианной игре и общим вопросам музыкальной педагогики.
Пьесы С. Майкапара, неизменно включаются в программы любого начинающего пианиста. Таковы его «Маленькие новеллы», «Театр марионеток», «Шесть колыбельных сказочек», «Соната для юношества», цикл пьес «Бирюльки», сборник «Первые шаги» для фортепиано в четыре руки, «20 педальных прелюдий» и другие сочинения. Его яркие доступные для понимания пьесы с удовольствием играют наши учащиеся. Поэтому мы хотели подробнее познакомить юных пианистов и их родителей с неординарной личностью автора этих пьес.
В концерте приняли участие много детей, звучала музыка С. Майкапара, ученики чувствовали себя настоящими артистами, выступая перед большой аудиторией слушателей.
Ниже приведена презентация и комментарии к слйдам.
_________________________________________________
От редакции:
Для удобства просмотра Пезентация превращена нами в видеоролик с музыкальным соровождением. При этом в качестве музыкального фона выбраны три пьесы С. Майкапара, исполненные учащимися музыкальных школ: «Эхо в горах», «Ариетта», «Осенью». При использовании презентации в практической деятельности в нужные моменты можно ставить плеер на паузу или отключить звук.
О. Смирнова, С. Палаш. Лекция-концерт, посвящённая 150-летию С. М. Майкапара
Методическая разработка
PDF, ≈1 МБ
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.
Ирина Шатина, г. Самара 02.07.2017 13:13
Замечательно! Очень хорошо, что авторы обратились к этому имени! Некоторые деятели «через губу» называют его произведения хрестоматийными. А тем не менее, музыка Майкапара живет и в стенах музыкальных школ и звучит в концертных залах (иногда). И, отдав должное музыке старых мастеров, классике, джазу, современным авторам (с очень интересным репертуаром!), мы постоянно возвращаемся к пьесам для детей Майкапара, понимая, что они и интересны ученикам, и необходимы для их музыкального развития, и звучат-то свежо и современно! Побольше бы художественной глубины и творческого осмысления в этом вопросе.
Екатерина Измайлова. г. Ростов-на-Дону 02.07.2017 23:57
Спасибо за интересную публикацию!