Л. Маслёнкова. Методическое пособие по сольфеджио для педагогов музыкальных школ и училищ
Петербургское издательство «Союз художников» выпустило в свет »Методическое пособие по сольфеджио для педагогов музыкальных школ и училищ». Правильнее его следовало бы назвать »Композиторы ХХ века детям», ибо оно содержит музыкальный материал, который наглядно демонстрирует намерение создателей музыки для детей ввести в слуховой опыт юных музыкантов то новое, что явилось результатом исторической эволюции музыкального языка в ХХ веке.
Данное издание представляет собой разработку учебного материала, взятого из фортепианных пьес композиторов ХХ века. Дети играют эти пьесы, здесь же отобраны небольшие экспозиционные фрагменты, доступные для пения и слушания в классе сольфеджио.
Опираясь на данный материал, автор поставил своей задачей обозначить проблему и дать комментарии, которые стимулировали бы педагогов музыкальных школ и училищ к поискам новых форм обучения с учетом быстро текущего исторического времени. В пьесах наглядно проступает намерение авторов внушить слуху юного музыканта нечто новое, интересное. Существенно то, что это новое композиторы включают в привычные для слуха, воспитанного на классической ладовой основе, стереотипы. Психологический механизм слуха, связанный с восприятием музыки ХХ века, объяснил полвека тому назад А. Л. Островский в статье «О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки»1. Суть этого механизма состоит в реакции слуха на новое через преодоление инерции на известное.
Знакомство с ново-интонационным материалом прежде всего предполагает наблюдение за событиями в ладовой сфере. Лад как система организации звуков остается фундаментом, на котором базируются восприятие и память.
Историческая эволюция музыкального языка от классицизма через романтизм и поздний романтизм к ХХ веку шла в сторону обогащения звукового состава лада, в результате чего привела к «вариантной семиступенной диатонике, охватывающей двенадцать полноправных звуков хроматической шкалы»2.
В интонационном языке фортепианных пьес заметно стремление композиторов расширить звуковую палитру слуховых впечатлений юных музыкантов внедрением в знакомый для них мажоро-минорный строй «чужих ноток» — высоких и низких вариантов ступеней лада (внимание: не повышенных и не пониженных!). Часто это могут быть знаковые признаки мелодических ладов. Заметна склонность композиторов к мажоро-минору. Учащиеся слышат нарушение знакомого им классического стереотипа и успешно узнают вариантные ступени. Это становится своего рода событием, на которое дети живо реагируют. Отдадим должное, композиторы делают это осторожно: новое, непривычное они деликатно включают в знакомые мелодические ситуации.
Попутно заметим, что войти в интонационный строй музыки ХХ века легче, если в начальном периоде обучения учащиеся познакомятся с минором одноименным, а не параллельным.
Расширение звукового состава лада за счет вариантных ступеней позволяет создавать разнообразную звуковую картину тональных красок. Композиторы расцвечивают мелодию микроучастками — намеками на ту или иную тональность, что требует умения увидеть их по трем, четырем звукам.
В следующем примере на границе 4-го и 5-го тактов использован прием, получивший название «с д в и г», представляющий собой полутоновое отношение двух звуков: основной ступени и ее высокого или низкого варианта. (Отмечено в тексте).
Поскольку сдвиг весьма распространен в музыке ХХ века, в методике воспитания слуха появилась задача тренировать пение полутона как такового, вне ощущения вводнотонности, т.е. тяготения.
Наряду со сдвигом широко используется прием, основанный на преодолении ладовой инерции в буквальном смысле, когда происходит подмена ожидаемого по инерции звука его вариантом на полтона выше или ниже.
Регулятором тонально-ладовой организации становится мелодический и н т е р в, а л: он и строитель тональной ситуации, и средство преодоления ладовой инерции. Поэтому приоритетной задачей в формировании новых слуховых навыков у учеников школы, а в музыкальных училищах тем более, является работа над мелодическим интервалом3.
Необходимость более активного вхождения слуха юного музыканта в область диссонирования не подлежит сомнению. Предлагаются примеры для пения мелодии на фоне диссонирующего сопровождения. Их назначение состоит в том, чтобы при пении мелодии удержаться в тональности.
Тот факт, что мелодии при этом очень просты, с четко выраженными ладо-тональными признаками, говорит о том, что композиторы осторожно прикасаются к такой деликатной сфере как диссонантность.
В некоторых пьесах имеются образцы фактуры, предоставляющей возможность двухголосного пения в соответствии с тем, что учащиеся играют двумя руками. Материал в них сгруппирован по принципу такого взаимодействия голосов, когда каждый голос хорошо прослушивается.
В качестве разновидности предлагается новая форма двухголосного пения, условно названная «Диалоги» или «Разговоры». Перед учащимися ставится задача слушать своего партнера и, подхватив последний звук его реплики, спеть реплику свою. Очевидно, что такого рода пение требует активного включения работы внутреннего слуха.
Из данного пособия преподаватели сольфеджио могут извлечь методические идеи и по развитию гармонического слуха. Предложенные примеры могут быть использованы не только для пения, но и для слухового анализа, в котором интервалы представлены в ритмическом и синтаксическом оформлении, благодаря чему они приобретают образную нагрузку.
Заметно, что композиторы используют два, три разных интервала. Если же интервалов больше, то в их последовании часто замечается определенный порядок. Ученику предлагается его распознать и запомнить. В такого рода слуховом анализе важная роль отводится так называемой психологической установке, даваемой педагогом учащимся перед слушанием: «Сколько прозвучит разных, и каких именно, интервалов»?
Хочется надеяться, что знакомство с элементами музыкального языка ХХ века сможет послужить хорошим основанием для расширения слухового кругозора музыкантов на любом этапе обучения.
Представляется, что данное пособие может заинтересовать преподавателей фортепиано. Хорошо, если бы учащиеся со школьных лет имели привычку, а может быть и потребность, интонировать мелодические фрагменты исполняемого репертуара.
_______________________________________________________
1 Сб. Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967
2 Л. Мазель. Проблемы классической гармонии. М. 1972. с. 556
_______________________________________________________
«Методическое пособие по сольфеджио для педагогов музыкальных школ и училищ» Л. М. Маслёнковой можно приобрести в издательстве «Союз художников» г. Санкт-Петербурга.
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.