Людмила Маслёнкова. Интенсивный практикум по сольфеджио
Стремительно несется время. На дворе ХХI век. Программы и методика обучения в сольфеджио (берем среднестатистический срез по России), остаются озвучиванием теории музыки, о чем била тревогу Е. В. Давыдова ещё в 7О-8О-е годы прошлого века. Настоятельной необходимостью сегодня является внимательное прочтение официальных программ по сольфеджио для начального и среднего звена, а также экзаменационных и приемных требований в ДМШ и училище. О вузовской программе говорить не приходится, ибо она целиком зависит от программ в этих учебных заведениях. На приемных экзаменах в вуз абитуриенты показывают неготовность слуха к принятию ново-интонационных особенностей музыки ХХ века. Двенадцать лет довузовского обучения — не слишком ли много для выработки инерционного слуха, основанного на типизированных нормах классицизма?
Современная педагогическая мысль в области сольфеджио катастрофически отстала от движения времени. Пора отбросить устаревшие механистические способы работы, непродуктивные учебные программы, содержащие много лишних заданий, порой ненужных для формирования слуха, но утяжеляющих учебный процесс. Крайне любопытно присмотреться к современным экзаменационным требованиям в музыкальной школе и училищах. Они содержат те упражнения, которыми ученики занимались в году. Экзамен же должен демонстрировать результат обучения в свете конкретных задач, сформулированных в программе, ориентированной на формирование профессионального слуха как инструмента музыканта в его деятельности. При составлении программ необходимо указать, что мы хотим получить «на выходе»: умение слушать и строить интервалы на ступенях лада, правильно записывать хроматическую гамму и т. д. или, например, услышать «ошибки» в исполняемой музыке, или сложить текст из разрозненных тактов (работа внутреннего слуха!) и пр.
Время требует кардинального пересмотра программ и создания методик, основанных на интенсивных формах обучения.
Суть интенсивных форм обучения состоит в достижении максимального результата за минимальное количество времени. Для реализации этой задачи требуется прежде всего понимание «сольфеджийным» сообществом того, что сольфеджио дисциплина психологическая, коль скоро «она посвящена святая святых музыкальной профессии, ее главному инструменту — музыкальному слуху» (И. И. Земцовский). Выбор содержания и форм работы над слухом определяются уровнем знания педагогом объективных законов восприятия, мышления, памяти, внимания и пр.
Предлагаемое учебное пособие «Интенсивный практикум по сольфеджио», выпущенное Петербургским издательством «Композитор» в 2016 году, предназначено для ускоренного формирования базовых слуховых и певческих навыков, необходимых для чтения (пения и слышания) нотных текстов. Эти навыки вырабатываются в ходе упражнений по овладению ладо-тональностью и мелодическим интервалом.
Лад и мелодический интервал — две фундаментальные взаимосвязанные категории звуковысотного мышления. Именно поэтому формирование ладовых и интервальных представлений лежит в основе всех имеющихся сегодня программ по сольфеджио. Вопрос в том, какова методика на этом поле обучения. Разных методик много. Автор предлагает свой вариант.
Как известно, в сольфеджио имеют место задачи двоякого рода: высшие или сущностные (развитие музыкального мышления, памяти, внутреннего слуха и т.д.) и технические (совершенствование слухо-двигательного аппарата, выработка быстрой, точной слуховой реакции). Сольфеджио — дисциплина сугубо практическая. Без высокой степени натренированности в технике слышания и воспроизведения элементов музыкальной речи, а это ступени лада и мелодический интервал, решить задачи высшего порядка в должной мере не удастся. (Вопросы ритма не затрагиваем).
По мнению автора, в современной педагогике технической стороне в развитии слуха придается мало внимания. На уроках мы видим вялотекущий процесс слухового тренинга, без заметного намерения довести слуховую реакцию до состояния навыка.
Очевидно, что пению по нотам должно предшествовать формирование слуховой способности к различению ступеней лада в их функциональных и интервальных взаимосвязях. Известны два способа овладения диатоникой классического мажора и минора. Один из них — движение от маленькой ячейки к целому звукоряду, другой — вычленение отдельных ступеней из полного звукоряда. Во всех случаях конечной целью является задача научить учащихся слышать и петь каждую ступень лада в любых сочетаниях. Ступень наделяется определенным звуковым качеством, ручным знаком и получает имя: раз, два, три…пять и тд. Все это обеспечивает высокий темп работы при соблюдении условий проведения слухового практикума. Они следующие:
1. Временной режим. Процесс слушания отдельных элементов (ступеней лада, интервалов) должен осуществляться непременно в определенном темпе с равными временными промежутками между их предъявлениями и без остановок. Необходимость ответа в строго заданное время активизирует внимание ученика, мобилизует и дисциплинирует его физическое состояние, способствует развитию быстродействия мозга.
2. Коллективный опрос. Поскольку и ступени лада, и интервалы имеют цифровое обозначение, ответ учащихся может быть выражен жестом пальцев. Педагог сразу получает ответы всех учащихся и может сделать вывод о качестве слуховой реакции каждого из них.
Сборник певческих упражнений состоит из двух частей. Первая посвящена формированию тонально-ладового чувства. В ней представлены этюды для пения мелодий с обилием скачков во всех мажорных и одноименных минорных тональностях. Цель — безукоризненно знать тональности с точки зрения звуко-ступени и тренировать ладовое чувство.
Сначала упражнения следует петь с названием цифровых обозначений ступеней, а затем с названием нот. Заданный временной режим мобилизует и концентрирует внимание учащихся. Условием пения является выдержанность от начала до конца единого темпа с соблюдением ритма и артикуляции.
После каждой мажорной тональности предлагается осваивать одноименную минорную, что обосновывается включением в процесс слухового восприятия весьма важного принципа сравнивания, а также перспективой овладения объединенной мажоро-минорной системой и вариантными ступенями в музыкальном языке ХХ века. С этой целью в конце каждой мажорной и минорной тональностей даны несколько этюдов на сочетание мажора и минора.
Во второй части Пособия содержатся упражнения, направленные на формирование константных представлений об интервале. Данные упражнения не являются начальной ступенью в освоении интервалов. В существующих программах представлены задания на пение интервалов в ладу и от звука. Нас интересует последнее. Пение интервалов от звука образует начальную стадию в этой работе. Но ограничиться этим было бы неправильно. Не будем строить иллюзий. Пение интервала от отдельных звуков всегда позволяет учащимся самонастраиваться в ладу. При чтении же с листа незнакомого нотного текста или при слушании диктанта крайне необходим навык мгновенного распознавания интервала без привязки его к ладу.
Для учебного процесса в детской музыкальной школе и в музыкальном училище сегодня (а точнее вчера), необходимо предусмотреть эволюцию тонально-ладового мышления в музыкальном языке на пути к ХХ и ХХI веку. Практика показывает, что продуктивным оказывается пение интервалов в связной последовательности звуков с включением ситуации преодоления ладовой инерции. В примере она отмечена знаком !
Из интервалов, находящихся под лигой, надо создать фразу, оформив звуки ритмически, свободно импровизируя.
Полезны также упражнения на отдельные интервалы: только секунды большие и малые, терции, кварты и т. д.
В заключение напомним, что пение любых упражнений желательно доводить до возможно быстрого темпа. Это и будет означать наличие у ученика навыка, что позволит ему преодолевать любые трудности в отношении звуковысотности.
______________________________
- Приобрести пособие Л. Маслёнковой «Интенсивный практикум по сольфеджио» можно в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург»
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.