Полихудожественная деятельность младших школьников. Из опыта работы хора «Иволга» над театрализацией песен.
Во все времена общество нуждалось в творческих людях, креативность которых помогала им совершать грандиозный прорыв и шагать в новое, доселе неизведанное. Именно они становятся носителями культурной информации, сохраняя стремление к постоянному самосовершенствованию в любых жизненных ситуациях. Большое количество таких людей встречается среди представителей мира искусства.
Современное общество выдвигает перед школой новые требования к образованию. Одним из таких направлений является полихудожественный подход к преподаванию предметов художественно-эстетического цикла, предложенный группой ученых лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО, под руководством Б. П. Юсова. Как считает сам автор, ребенок от природы предрасположен к разным видам искусств в равной степени. А полихудожественность дает возможность опираться в преподавании дисциплин «на внутреннюю связь слова, звука, цвета, движения, пространства, формы, жеста, реализуемую учащимся в процессе творчества, позволяет использовать синтез искусств: изобразительного искусства, литературы, музыки».
Известно, что разные виды искусства обладают уникальными, присущими только им, средствами воздействия на человека. А он, в свою очередь, может понимать все виды искусства и стать творцом в любом из них. Если обществу необходима всесторонне развитая личность, то педагогически неверно ограничивать развитие и воспитание ребенка только одним видом искусств. Понятно, что способности у всех разные, и отдать предпочтение придется только одному. Но маленькому человеку нужно дать шанс попробовать себя везде.
Искусство хорового пения, самое демократичное и доступное, принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Музыка воздействует на ребенка на самых ранних этапах его развития. Именно голосом заявляет новорожденный о своем приходе в этот мир. «Голос — не звук, а души выражение»,- так говорил известный педагог Д. Е. Огороднов. И голос — это инструмент, который человек «всегда носит с собой». Нет детей, не умеющих петь, как нет и безголосых детей. Все дети талантливы от рождения. Нужно только научить их управлять своим слухом и голосом.
Очень часто в практике приходится встречаться с родителями, перед которыми стоит дилемма «Какому виду искусства обучать свое дитя?» Ответ очевиден: занятия хором никого не сделали несчастным и никому еще не помешали в жизни. И встречи с нашими взрослыми выпускниками, которым хоровые занятия помогли самоопределиться в жизни, яркое тому подтверждение. Хоровое пение — эта активная форма музыкального обучения. Она влияет на развитие певческой культуры школьника, помогает становлению его взглядов на мир, духовно обогащает и формирует как личность.
Одной из характерных тенденций современной культуры является театрализация хоровой музыки. В нашем случае театрализация тесно связана с пением, движением под музыку. Все больше и больше хоров включают в свои выступления произведения, сопровождающиеся жестами, элементами танца и театрального действа. Подобный процесс наблюдаются и в творческих программах самарских хоровых коллективов. Примером могут служить программы хора хормейстеров «Людмила» под руководством Л. П. Навротской, студенческих хоров Поволжской государственной социально-гуманитарной академии и Самарской государственной академии культуры и искусств, некоторых детских коллективов.
Младший школьный возраст — самый благодатный период для творчества потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление школьников младших классов более свободно и независимо от догм и штампов, нежели мышление старших детей. Маленькие дети весьма любознательны. Часто взрослые, не задумываясь, упрекают ребёнка: «Что ты натворил?!» А ведь, ребёнок, пребывая в своём мире, действительно ТВОРИЛ! И задача педагога состоит в том, чтобы дать юному творцу эмоциональную поддержку, помочь почувствовать свою уникальность, непохожесть на других, индивидуальность. Именно в процессе творчества из ребёнка формируется личность.
В качестве примера автор предлагает вниманию коллег описание своих способов работы с хором «Иволга». В нем поют учащиеся младшей параллели школы. Девочки занимаются в классах с углубленным изучением хореографии, изобразительного искусства, музыки, иностранных языков. Этот факт стал основополагающим в организации хоровых занятий.
Результатом данной работы стало исполнение на концерте цикла песен М. Ройтерштейна «Хоровые забавы» с использованием движений, мимики, эмоциональной подачи, выражением голосом, элементами актерского мастерства.
План работы:
1. Знакомство с текстом. Разучиваем стихотворный текст, читаем все вместе, дуэтом, по группам. Можно попросить прочитать стихи одними глазами без произнесения вслух, прочитать текст в разных модальностях, например, сердито, хитро, ласково, загадочно и т.д., от лица различных сказочных героев: старухи Шапокляк, Карабаса Барабаса, Снежной королевы и т.д.
«Ай, качи»
Ай, качи, качи, качи!
Глянь — баранки, калачи!
С пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи!
Прилетели тут грачи,
Похватали калачи.
Остались Оксаночке
Только лишь бараночки,
Больше ничего!
«Рано утром вечерком»
Рано утром вечерком
Поздно на рассвете
Свекла ехала верхом
В парусной карете.
А за ней едва дыша,
Тихо, аккуратно,
Два кирпичных беляша
Топали обратно.
А за ними во всю прыть
Мелкими шажками
Шкаф пытался переплыть
Блюдо с пирожками. Вот как!
«Ой, ладушки»
Ой, ладушки, ой, ладушки.
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала:
Даше да Танюше,
Паше да Ванюше.
Хороши оладушки
Пекла сегодня бабушка. Спасибо!
2. Выучиваем музыкальный материал (канон). Исполняем одноголосно, всем хором, затем разделяем хор на партии и поем канон. Работаем над вокалом, интонацией, унисоном, двухголосием.
3. Анализируем. Что в первой песне интересного, на что похоже? — Диалог. А могут это быть скоморохи, которые ведут разговор? А как они могут двигаться? Ребята замечают, что текст второй песни очень странный. Так ведь это небылица! Хорошо, а когда вы передаете друг другу новость, особенно такую необычную, какие движения можно использовать? Ну, а перед третьей песней нужно поиграть в ладушки, что мы и делаем с хором.
4. А можно ли нарисовать эти песенки? Задание на дом: передать настроение песен в цвете. На следующий урок ребята приносят цветовые композиции-настроения, что помогает более глубоко проникнуть в замысел композитора.
5. Обобщаем все увиденное, услышанное, нарисованное, придуманное. Исполняем песни, закрепляем определенные движения за каждой попевкой. Ребята сами выбирают оптимальный вариант.
6. Концертное выступление. Исполнительские приемы при этом должны быть оправданы художественно, не превращаясь в развлечение или в способ демонстрации «эффектов», отвлекающих от музыки.
Полихудожественный подход в работе с детским хором дает поразительный эффект. Ребята становятся более раскрепощенными, выразительными, позитивнее относятся к себе и к явлениям, окружающим их в повседневной жизни. Решаются не только задачи формирования навыков исполнения песен a capella и двухголосно, но и воспитывается интерес к произведениям искусства, активно развивается творческое воображение, раскрывается своеобразие детской души. Навыки, полученные в процессе эмоционально-целостного общения с искусством, будут необходимы детям и для ориентации в современном мире.
Выступление хора «Иволга» на Международном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества «Морской бриз» в Лазаревском (г. Сочи), июнь 2013 г. Диплом лауреата II степени в номинации «Хоры».
1. Музыка М. Ротерштейна, слова народные. «Хоровые забавы»
2. Слова и музыка А. Зарубы. «Мечта»
Вы можете помочь «Музыке в заметках»
Комментарии
Вы можете добавить коментарий в группе VK или Одноклассники.